
Заикание – не порок! О том, какие делать упражнения для плавной речи и что важно помнить, если в семье есть заикающийся ребенок, узнавал «ТелеграфЪ»..

Сергей Михалков, Уинстон Черчиль, Мерилин Монро, Брюс Уиллис, король Георг VI… Что объединяет этих людей? Все они были заиками, однако это совсем не помешало им добиться успеха в жизни. А вот многочисленные исследования причин возникновения заикания успехом не увенчались. Исследователи выявили только предрасполагающие факторы в области генетики, нейрофизиологии, развития ребенка, семейной динамики. При сочетании определенных факторов, разных у различных людей может возникнуть заикание.
– Заикание – это расстройство общения, при котором речь прерывается повторами, растягиваниями звуков, слогов, слов либо отсутствием звука на месте слогов и слов. При попытке говорить могут возникать необычные мимика и жесты. Почвой для появления заикания может стать невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы, а также особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, – говорит заведующая детским садиком №32, в котором детей старается избавить от дефектов речи Лариса Маликова.
По ее словам, заикается приблизительно 0,5-10% населения. Среди заикающихся в три-четыре раза больше мужчин, чем женщин.
– Обычно заикание появляется у ребенка младше двух-трех лет. И это не означает, что какое-то сегодняшнее событие вызвало этот дефект. Причина может крыться в ребенке от нескольких дней до нескольких лет. Само заикание со временем может усиливаться или ослабевать. У нас был случай, когда ребенка мы избавили от этого деффекта, а через два года, понервничав в школе на экзамене, он снова стал заикаться,-рассказывает учитель-логопед Ольга Корнилова. Еще причинами появления заикания могут быть большие эмоциональные нагрузки. Также на детей влияет громкий голос родителей или постоянная ругань в семье.
По словам Ларисы Маликовой, в случае возникновения заикания родители должны немедленно обратиться к специалисту.
– Это будет лучший способ предотвратить заболевание. Если вы заметили первые признаки заикания (это повторы звуков, слогов, растягивание гласных), необходимо обратиться к логопеду, невропатологу и, возможно, к психиатру,- говорит Лариса Маликова.
Самые интересные программы выработки плавности речи помогут заикающемуся почувствовать себя более уверенно и говорить плавно. К сожалению, после окончания терапии заикающиеся часто прекращают занятия техниками, вырабатывающими плавную речь. Только комплексное лечение родителей, логопеда и невропатолога может привести к желаемому результату. Еще в детсаду № 32 детям, которые заикаются, рекомендуют заниматься плаванием, посещать хор или плавать с дельфинами.
Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:
1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу-Ягу, лешего, черта и т.п.
3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.