Секретные разработки и закаточные машинки

4.10.2015, 11:00 Переглядів: 10 606

Секретные разработки и закаточные машинки

Одно из старейших предприятий города – «Кредмаш», спасали от наводнения и восстанавливали из пепла. На заводе, которому исполнилось уже 145 лет, до революции изготавливали сельхозинвентарь, а во времена СССР производили секретное оборудование, помогающее выводить на орбиту первые спутники. Сейчас заводчане готовятся поставлять кременчугскую продукцию в ЕС

Кажется, что все промышленные гиганты Кременчуга – родом из СССР. Но в городе есть предприятия, история которых началась еще в дореволюционные годы. Один из таких заводов – «Кредмаш», отметивший на днях свой 145-й юбилей. Это сейчас предприятие специализируется на выпуске асфальтосмесительных установок. А когда-то у него был совсем другой профиль. Чтобы узнать больше об одном из старейших заводов города, мы заглянули в музей истории, расположенный на территории «Кредмаша».

 

– В 1865 году немецкий купец-промышленник Баутц приобрел участок земли, который граничил с Городским садом и кожзаводом, это была так называемая Грачевка, – делится с нами Анатолий Питулько, директор Музея истории и боевой славы «Кредмаша». – Местность была болотистая, но главное, что рядом проходила железнодорожная ветка. Так как Полтавская губерния – край аграриев, было решено заняться заготовлением сельхозинвентаря. И свою первую продукцию предприятие выпустило в 1870 году, который сейчас считается годом основания завода.

 

Секретные разработки и закаточные машинки

 

Завод Баутца на старой Грачевке, как тогда он назывался, начал выпускать молотилки, соломорезки, конные приводы, чугунные плиты на печки и прочий инвентарь. Продукция имела большой успех. Образцов тех лет не сохранилось, но умельцы изготовили их макеты.

 

Уже через 20 лет предприятие сменило и название (за время существования завода оно менялось 15 раз!), и собственника – все дела в свои руки взял зять немецкого купца-промышленника, купец Игнат Андер. Выпускали чугунное литье, токарные станки для оружейных мастерских и другое. Завод был единственным и успешным производителем сельхозинвентаря в губернии. Но, несмотря на успешность, условия труда были очень тяжелыми. А работники получали сущие копейки за свой каторжный труд. Пришло время революции, рабочие восстали. Собственник завода бежал в Германию, а предприятие национализировали. Какое-то время оно простаивало (революция, гражданская война), дальше снова взялись за производство сельхозинвентаря.

- Переломным для нас стал 1930 год, когда предприятие изменило профиль производства, - говорит директор Музея истории завода. – Дорог не было, а технику, которая давала возможность их построить, приходилось приобретать за границей. Поэтому приняли решение создавать свои дорожные предприятия. Был создан Трест дорожного машиностроения, куда вошли шесть заводов, среди них и наш. Ведь производство хоть и было кустарным, но имело свои площади, мастерские, на заводе трудилось около тысячи рабочих.

 

Тогда же был дан старт выпуску катков, канавокопателей, цистерн для топлива, запасных частей для тракторов. Правда, свои коррективы в производственные планы внесло наводнение 31-го года, которое, пожалуй, было самым большим в истории города. Уровень воды на заводе поднялся на два метра, и цеха частично ушли под воду. Спасательные отряды подняли оборудование на подставки, но борьба с последствиями стихии была долгой.

 

В довоенные годы завод первым в Союзе занялся выпуском автогудронаторов, которые помогают равномерно распределить битум при укладке асфальта. При производстве этой техники впервые применили сварку.

 

Кременчужане основали в Зауралье новый завод

 

В первые дни войны, несмотря на бомбежки, завод еще работал. Но вскоре приняли решение эвакуировать производство – в сентябре 41-го вывезли 25 вагонов заводского имущества. На том месте, где стоял завод, немцы устроили лагерь военнопленных и склады металлолома. Но 70 семей работников завода выехали в зауральский город Курган и наладили там производство. Для этого им отдали здание сгоревшего театра. Чтобы установить станки В первые дни войны, несмотря на бомбежки, завод еще работал. Но вскоре приняли решение эвакуировать производство – в сентябре 41-го вывезли 25 вагонов заводского имущества. На том месте, где стоял завод, немцы устроили лагерь военнопленных и склады металлолома. Но 70 семей работников завода, которых, как ценных специалистов, не забрали на фронт, выехали в зауральский город Курган и наладили там производство: «Так уж получилось, – вспоминал бывший начальник сборочного цеха П.Н.Богодист, – что в первые дни в Кургане я оказался за старшего. Приехали, расположились возле вокзала. А дальше что? Пошел в горком партии. Представился. Женщина-секретарь сказала, что нас уже ждут, и подвела к окну: «Видите театр? Там и будет ваш завод». Я увидел сгоревшее здание».

 

Бывший главный инженер завода С.У.Сверчков вспоминал: «Полураздетые, в трескучие морозы мы переоборудовали здание театра. На стройку вышли все рабочие и члены их семей, старики и дети. Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба».

Чтобы установить станки в сгоревшем театре, да еще зимой, приходилось проявлять чудеса изобретательности .

 

– В кратчайшие сроки заводчане освоили выпуск 10 видов продукции для фронта: снаряды, огнеметы, заправщики, – говорит Анатолий Питулько. – А когда в 1943 году Кременчуг освободили, работники вернулись восстанавливать завод. В Кургане, благодаря кременчужанам, наладившим производство, образовалось новое предприятие «Курганский завод дорожных машин». Он существует и поныне на том же месте, но, конечно же, уже в новых корпусах.

 

В Кременчуге тоже все начали восстанавливать из руин – отступая, немцы практически сожгли город, заводские цеха не стали исключением.

 

Как Леонов просил «асфальтосмеситель» для Звездного городка

 

Заводчане помогали в восстановлении города, разрушенного моста через Днепр. Существовал так называемый «кирпичный налог»: каждый день работник должен был принести 50 очищенных кирпичей, добытых из городских руин. Новые цеха отстроили до 1944 года. Вскоре приступили к разработке первой асфальтосмесительной установки. 

 

- Асфальт на Крюковском мосту, построенном в 1949-м году, был положен с использованием такой установки, – отмечает Анатолий Питулько. – До нас это оборудование никто  в СССР не выпускал – всю технику для строительства дорог поставлял кременчугский завод.

В стране, которая восстанавливалась после войны, дорожная техника пользовалась огромным спросом. Да и на экспорт тоже работали – поставляли оборудование в 41 страну мира.

 

У нас на сбыте ночевали «ловкачи», которые пытались выхватить по установке вне очереди, – припоминает директор музея. –  Ведь заводу доводился госплан: сколько мы должны изготовить в месяц, распределялось, куда будет поставлено это оборудование.  В то время завод работал в три смены, выпускал по 45 установок в месяц. Но этого все равно не хватало на всех желающих. Однажды к нам приехал космонавт Леонов, который попросил вне плана изготовить асфальтосмесительную установку для Звездного городка.  И мы ее сделали и поставили

 

Секретные материалы

 

При Союзе на заводе было два конструкторских бюро. Одно из них занималось исключительно «мирной» дорожной техникой. Второе ведало секретными разработками. Основной продукцией в этом направлении были агрегаты для обслуживания стартов ракет. Заводские конструктора побывали на всех космодромах Союза, потому как осуществляли авторский надзор за правильностью эксплуатации произведенного оборудования.

Впервые военные появились на кременчугском заводе в 1957 году. На территории предприятия организовали военное представительство Минобороны СССР. Первым заказом стали заправщики для ракетной техники, которые сконструировали московские специалисты. В 60-х годах были разработаны агрегаты для заправки окислителем боевых ракетных комплексов, заправочные системы для техники, которая предназначалась для космических исследований. А в 66-м начали производство стационарных систем для заправки баллистических ракет, которые выводили на орбиту первые спутники.  Самым массовым видом техники, которая выпускалась для нужд армии, стали топливозаправщики. Все это время контроль за выполнением работ на предприятии вели так называемые военпреды – ответственность за каждую изготовленную деталь была очень высокой. Но, в то же время, для выполнения секретных задач на заводе построили новые цеха, внедрили новые технологии, а количество работников выросло до 5 тысяч. На военную и космическую промышленность кременчугское предприятие работало около 30 лет.

 

Кстати, предприятие и сейчас может выпускать подобную технику. В 2010 году даже встал вопрос об изготовлении  двух агрегатов для нейтрализации ракетного топлива,  которые впоследствии должны были «уехать» в Бразилию. Но этот заказ тогда не нашел финансовой поддержки. 

 

Прорубить окно в Европу

 

Секретные разработки и закаточные машинки

 

Сейчас предприятие пытается получить европейские сертификаты на свою новую асфальтосмесительную установку. Это даст возможность поставлять продукцию в страны ЕС. Закрыть вопрос по сертификации на «Кредмаше» хотят уже в этом году.

 

– Есть ли уже потенциальные заказчики?

– Первыми будут румынские и болгарские компании – мы уже «протоптали» там дорожки, пытаемся получить необходимые сертификаты, – говорит председатель наблюдательного совета-президент ПАО «Кредмаш» Николай Данилейко.

 

– Вы будете на рынке ЕС конкурировать с немцами?

– Мы конкурируем с ними и на постсоветском пространстве. В Германии и Италии есть крупные концерны, которые считаются «законодателями моды» в этой отрасли. Мы знаем их, а они – нас.

 

– Что касается российских заказчиков – многих ли потеряли в этом году?

– Их стало меньше, но не могу сказать, что причина лежит в политической плоскости. Скорее, сказалась неблагоприятная экономическая ситуация: у дорожно-строительных предприятий нет денег.

 

– На какие показатели вы планируете выйти по итогам года?

– Пока сложно говорить. Надеемся на осенний реванш – сезон продаж обычно начинается с октября. Мы уже устали работать три дня в неделю. Но я опасаюсь, что принятый в начале года план – 57 установок – мы все же не выполним. Хотя приближаться к нему нужно. На сегодня реализовали 25 асфальтосмесителей.

 

– Возможны ли сокращения на заводе?

– Тема деликатная, у всех на слуху. Не могу однозначно сказать, что сокращений не будет, хотя мы не подавали соответствующих заявок в центр занятости. Пытаемся находить пути уменьшения численности за счет корректировки структуры работы, естественного увольнения пенсионеров. Думаю, такая же тенденция продолжится и в следующем году. Но количество работников – их сейчас 2200 – придется уменьшать. На сегодняшние объемы заказов их должно быть менее двух тысяч.

 

Использованы материалы книги «Кременчуцький завод дорожніх машин. Літопис історії, трудової слави і сучасності», 2010 г.

Автор: Виктория Мудрая Фото: Ростислав Богданов
Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 11 від 14 березня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх