О тех, кому объявили бойкот

19.02.2009, 21:48 Переглядів: 7 755
Изгои в подростковых коллективах: причины и способы решения проблемы.
«Ты знаешь, что это такое, когда тебя гонят как зайца?» (из хф «Чучело»)

О вопросе изгоев в подростковом или детском коллективе приходится говорить часто. Агрессия, непринятие в свой коллектив, унижение, физические издевательства – удел отшельников или «белых ворон». Никто не в состоянии точно сказать, с кем это может случиться, когда и почему. Молодежная редакция «Телеграфа» на основании реальной истории попыталась разобраться, по какой причине можно стать «белой вороной» и как противостоять неприятному имиджу.

Нет в мире такого человека, который за свою жизнь хоть косвенно не столкнулся с данной ситуацией. На наш взгляд, трагедия «белой вороны» в том, что для самого человека, его жизнь разделилась на 3 части: до появления в коллективе агрессии к нему, само проявление конфликта с точкой апогея и жизнь после. И даже не смотря на то, как разрешится ситуация, человек, хоть недолго побывавший в роли изгоя, никогда об этом не забудет. А если и удастся прогнать все воспоминания прочь, то в подсознании ужасы прошлого будут всплывать неоднократно на протяжение всей жизни.

«Чучело» по имени Маргарита

История превращения в «белую ворону» произошла с нашей героиней, Маргаритой, теперь уже студенткой вуза. Она нашла в себе силы справиться с этой проблемой.

– Расскажи, с чего все началось?

– Если честно, не знаю. Может, и была какая-то точка отсчета. Началось все с того, что я перешла в новую школу в 10-ом классе. Познакомилась с некоторыми одноклассниками, подружилась. До 11-го класса не замечала, чтобы кому-то из них я не нравилась или вызывала антипатию.

– Конфликт случился одновременно со всеми одноклассниками или с кем-то конкретно?

– С тремя одноклассницами. Ранее мне казалось, что они были моими подругами. Остальные ребята в классе не вмешивались в происходящее, были просто наблюдателями. Третьей стороной неприятной истории стали приятели, которые поддерживали меня. Может, кто-то из них и был на стороне трех девочек, я не знаю.

– Каким образом проявлялась антипатия девушек по отношению к тебе?

– Постоянные нападки в мою сторону. Девочки все время были недовольны чем-то во мне: поведением, речью, моей успешной учебой. К тому же, об этом они говорили не мне лично, а за спиной, агрессивно обсуждая меня при всем классе. При этом, я никогда не хвасталась оценками, знаниями! Мне было очень стыдно, больно и неприятно все это слушать, даже чувство вины было. Это продолжалось два месяца. Не хотелось ходить в школу. Последней каплей в развитии конфликта стал случай с банальной жвачкой, которую на уроке мне в волосы бросила одна из девочек. Одну прядь я сразу отрезала, еще одну – мама вечером.

– Значит, родители знали?

– Знала мама. И переживала, я уверена, больше меня. Я позвонила ей. В слезах я закричала, что мне не нужен этот чертов аттестат, что я не хочу ни школы, ни выпускного, ничего. В тот же вечер мама расспрашивала о моем собственном поведении в школе…

– Когда ты поняла, что нужно что-то делать?

– Во время разговора с мамой. Просто она поставила условие: или завтра я сама с ними разговариваю, или в школу пойдет папа. Мне было очень стыдно: выпускница, а проблемы решает папа… На следующий день я попросила девочек остаться после уроков. Они, тогда начали язвить, что просто не придут на «страшный разговор с очень опасной Ритой».

– Страшно было?

– Честно?.. Да. Я прямо спросила, почему такое отношение ко мне. Девочки сначала «морозились», а потом сказали, что я просто их раздражаю… Тем, что учусь, что умная…Что пришла не вовремя, не влилась в коллектив… Что я до сих пор новенькая, и что я «не ихняя». И еще, что у меня тихий, почти детский голос, что их также очень раздражало. Закончилось тем, что я попросила их изменить отношение ко мне. Сказала, что если нужно, найдутся те, кто меня защитит. Пока же я с ними разговариваю.

– Как изменилось после этой беседы их отношение к тебе?

– Девочки перестали меня замечать. На следующий день одна из них рассказывала о «наезде» на нее и подруг одноклассницам, но их отношение ко мне осталось прежним.

– Ты рассказала друзьям о конфликте?

– Да, и я очень благодарна им за поддержку. Двум моим друзьям-одноклассникам я рассказала об этом через неделю после разговора с девочками. Наверное, еще не скоро забуду их реакцию. Они выслушали, потом молчали, после чего спросили: «А почему ты нам не сказала?!» Их отношение к тем девочкам тогда очень изменилось. Но ни один не сказал, что я сделала что-то не правильно.

– Ты считаешь, что правильно поступила?

– Еще тогда я много об этом думала. Не могла понять, почему именно я? Полтора года проучились – и вдруг… Мама сказала, что на то и есть «серые мышки», и что мне нужно меняться. Наверное, и я в чем-то виновата. А может, девочки просто хотели самоутвердиться за чужой счет. Этим чужим стала я.

– Насколько ты изменилась после этого?

– Мне трудно сказать. Не знаю. Со стороны видней. С этими девочками мы не здороваемся, но я не очень от этого страдаю и уверена, что они тоже.

Вы знаете, тогда я не знала, как правильно поступить и даже представить не могла, у кого просить помощи. Но теперь я спокойно говорю об этом, потому что все пережила и справилась с ситуацией, в которой может оказаться кто угодно, и я очень надеюсь, что мой рассказ каким-то образом кому-то поможет.

«Бойтесь равнодушных»

Анна, 15 лет:

– В моем классе был ученик, которого другие парни обзывали и издевались. Я не следила за самим процессом. Иногда только узнавала, чем заканчивались «стычки» того мальчика с остальными. С нами проводили беседы, приходили его родители. Я знала только, что иногда мои одноклассники перебарщивали, но класс не очень дружный, и я всего лишь недовольно наблюдала за этими «беседами». Ни в издевательствах над «козлом отпущения», ни в защите я не участвовала.

Лера, 16 лет:

– Я считаю, что в каждом коллективе найдутся люди , которым ты не очень нравишься, даже раздражаешь. Все начинается с того, как ты себя поставишь изначально. Всегда нужно показывать себя как сильную личность, активного, интересного человека.

Яна, 17 лет:

– Все индивидуальны, и то, что девочки упрекали нашу героиню в том, что она не похожа на них – это абсурд. Они хотя бы попытались сами с ней побеседовать, ведь девочки даже не соизволили увидеть ее с другой стороны, понять. А девочка молодец! Она смогла справиться со своим страхом!

Интересно

«Белые вороны» в кино

Наиболее яркий пример кинематографии об агрессии к одному человеку в коллективе – это фильм Ролана Быкова «Чучело». В фильме рассказывается о девочке Лене, которая пострадала от агрессии класса, трусости близкого человека и собственного предательства. К слову, недавно ленте «Чучело» исполнилось 25 лет.

Психолог Кристина Петриченко

Комментарий психолога

– Существует определенный психологический портрет потенциальной жертвы детской (подростковой) агрессии?

– Я бы сказала, что из четырех темпераментов (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик – прим. автора) наибольшей опасности стать «белой вороной» подвержены меланхолики и холерики. Так же дети из не совсем благополучных и неполных семей или просто те, которые чувствуют себя виновными в чем-то или ущемленными. Но стопроцентного психологического портрета не существует, иногда очень сильные духовно и физически люди под натиском толпы становятся «объектами для бития».

– Что делать родителям в этой ситуации?

– Сразу скажу, что однозначно нельзя винить самого ребенка. Упреки типа «ты не смог постоять за себя, защитить» нужно отбросить. Так же идти в школу и разбираться с обидчиками можно только в самом крайнем случае. Нужно обсудить все детально и выработать план действий в дальнейшем, учитывая, что ребенку в школе учиться и дальше. Настоятельно НЕ рекомендую при возникновении конфликта забирать документы и переводиться в другую школу, – в новом коллективе ребенок будет чувствовать себя неловко. Если классный руководитель вполне вменяемый и понимающий, можно обратиться к нему за помощью.

– Что делать учителю?

– Классному руководителю (психологу) лучше всего собрать всех участников конфликта и без посторонних лиц обсудить сложившуюся ситуацию. Ни в коем случае, не нужно выносить конфликт на всеобщее обозрение, следует избегать разбирательств при всем классе. Ведь дети могут быть невнимательны и не заметить, что кого-то в классе обижают.

– Что делать ребенку, попавшему на место «чучела»?

– Главное, не предпринимать действий сгоряча. Это только навредит и, возможно, породит новую агрессию, которая может стать еще более жестокой. Если ребенок чувствует в себе силу, то на начальной стадии можно попробовать просто не обращать внимание. В дальнейшем ситуацию нужно решать сообща, посоветовавшись с родными. Отмечу, что не стоит бояться просить помощи и совета у взрослых: родителей, учителей.



 
Автор: editor
Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
Читайте також:
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 11 від 14 березня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх