Пятнадцать осколков напамять

24.09.2009, 10:13 Переглядів: 4 199
Кременчужанин Иван Бублий отчётливо помнит своё первое ранение во Второй Мировой войне: десяток осколков мины до сих пор «сидят» в его теле..
Иван Бублий рассказывает, что все его фотографии времён войны, включая те, которые публиковались в газетах, «потерялись» на чердаке.
Фото: Дмитрий Бабец

В преддверии дня освобождения Кременчуга от фашистских захватчиков, «ТелеграфЪ» расспросил Ивана Кондратьевича о военной бывальщине. Мы услышали о том, как на его глазах брали в плен генерала донских казаков Петра Краснова, сотрудничавшего с фашистами, как бросались в пропасть казаки, не желающие сдаваться в плен советским войскам...

Иван Бублий родился в Николаевской области. За свои 85 лет пережил голод 30-х, оккупацию, фронт, ранение. Побывал рядовым в стрелковом взводе, учителем истории, воспитателем в училище, замдиректора колхоза, заворготделом райкома компартии, редактором газеты. Даже инвалидом 2-й группы официально стал только пять лет назад (раньше карьера инвалидам «не светила», поэтому приходилась скрывать своё ранение).

В армию Иван попал в 1944 году, сразу после освобождения родного района от захватчиков. Его отправили стрелком на фронт, а конкретно – в Молдавию. В бою за освобождение села Копанка молодого красноармейца ранило – не прошло и месяца, как его призвали в ряды.

– Я попал под миномётный обстрел, – рассказывает Иван Кондратьевич. – Хорошо, что лопата с собой была, а то часто солдаты не брали её в атаку. Я окопался, а он (миномётчик – ред.) «нащупал» меня и обстреливает. Помню, как меня взрывной волной бросило на вырванное дерево. Очнулся – вся шинель, как решето. В меня тогда семнадцать осколков вошло – в шею, плечо, ногу, руку, лицо… Как бой стих, я в наши окопы перебрался.

Ни в санчасти, ни в Днепродзер- жинском госпитале осколки удалять никто не захотел – говорили, что больно глубоко они «сели», у костей. Правда, два из них Иван вытащил сам. И теперь их осталось в нем полтора десятка. Через полтора месяца после ранения он снова оказался в строю – взводе автоматчиков 91-го погранполка в составе Третьей армии. Их отряд был в резерве у командира: бросали везде, «где надо было дырку заткнуть» – и на фронт, и в сопровождение.

– Восьмого мая 45-го мы вошли в Юденбург (Австрия). Немцы уже просто отступали, бросая оружие, – вспоминает Иван Кондратьевич. – В этом городе был сталелитейный завод. Наша печать говорила, что у немцев нет металла… Я посмотрел – на полтора километра огромные металлические заготовки. И понял, что немцам бы хватило еще воевать и воевать.

На одном берегу города стояли советские войска, а на другом – англичане. Именно здесь произошла передача казачьего генерала Петра Краснова, который сотрудничал с фашистами, советским властям.

– Краснов со штабом приехали на двух машинах, – рассказывает Иван Кондратьевич на глазах которого разворачивалась эта трагическая сцена. – С ним девять офицеров штаба было. Наш комполка Жуков вышел, поздоровался с ним, начал упрекать генерала, что у него ордена от Гитлера. А Краснов говорит, что ни одной награды у него от Гитлера нет, все награды – царские. «Вы меня не можете считать пленным, потому что я при советской власти не жил, и я не знаю, что такое советская власть», – заявил он... Его отправили дальше. Казаков много нам англичане передали донских. У них солидная армия в горах стояла. Они вели с Англией переговоры – хотели им сдаться, а те заявили, что им проблемы с СССР не нужны. Я наблюдал случаи, когда машины переезжали через мост (около 40 метров высота), то некоторые казаки прыгали вниз…

Такие вот картины хранит память людей, которые живут рядом с нами. Это живая история, а не то, что написано в книгах. Не стоит стесняться спросить у старших об их молодости – сложно отыскать историю правдивее. И не стоит откладывать, ведь скоро может случиться так, что совершенно не у кого будет спросить: «Деда, а ты в войну кем был?» Большинство из нас, наверное, об этом уже пожалели.

Справка

Петр Краснов – российский генерал, атаман Всевеликого Войска Донского, военный и политический деятель, писатель и публицист. Во время Второй Мировой войны сотрудничал с властями нацистской Германии.

Эмигрировал в 1920 году. Жил в Германии и во Франции. В эмиграции продолжал борьбу против большевиков, был одним из основателей «Братства Русской Правды» – организации, занимавшейся подпольной работой в советской России. 
С сентября 1943 года Краснов – начальник Главного управления казачьих войск Имперского Министерства Восточных оккупированных территорий Германии. Принимал непосредственное участие в формировании казачьих частей для борьбы в составе Вермахта против СССР.

 В мае 1945 года сдался англичанам, и в г. Линце (Австрия). 28 мая 1945 года вместе с 2,4 тысячами казачьих офицеров был выдан английским командованием советской военной администрации.

Военная коллегия Верховного суда СССР приняла решение казнить Краснова и других казачьих и горских генералов-антикоммунистов.



 
Автор: konstantinov
Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 11 від 14 березня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх