«Долг КВСЗ частично возвращен, проблемы в управлении городским коммунальным хозяйством – остались»

20.07.2018, 10:40 Просмотров: 1 557

 

Владимир Приходько, член Национального комитета по промышленному развитию Украины, председатель наблюдательного совета ПАО «КВСЗ», Почетный гражданин Кременчуга.

Жители Кременчуга, выбирая депутатов городского совета, мэра города надеются, что наделяют властью людей, которые будут руководить городским хозяйством ответственно и в интересах избирателей, всех граждан. Предприятия города, бизнесмены и предприниматели, все работающие люди, уплачивая налоги в бюджет города, рассчитывают, что городская власть распорядится ими мудро, вложит средства в те проекты, которые позволят нам всем и дальше жить в теплых домах с удобствами, работать, платить налоги, развиваться. Так устроено это колесо жизни, в котором все (жители, власть, бизнес) зависят друг от друга, должны неукоснительно выполнять свои обязательства. Иначе – проблемы, социальная нестабильность, недовольство людей властью!


К сожалению, именно последний сценарий развивается в Кременчуге. Из-за просчетов в управлении коммунальным хозяйством города со стороны мэра, горисполкома, департамента ЖКХ, депутатских комиссий (жилищно-коммунальной, бюджетной), отсутствия контроля исполнения решений сессий горсовета - возникли проблемы с платежами за энергоносители, люди и предприятия-поставщики оказались заложниками ситуации. Речь идет, прежде всего, о работе КП «Теплоэнерго».


Это коммунальное предприятие Кременчуга имеет многолетнюю хроническую многомиллионную задолженность за тепло и горячее водоснабжение перед ПАО «КВСЗ», за газ - перед НАК «Нафтогаз Украины». И больше всего настораживает, вызывает законную тревогу то, что все мы видим отсутствие системного подхода в решении накопившихся проблем и нежелание его выработать как со стороны КП «Теплоэнерго», так и со стороны руководителей города.


ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» является поставщиком энергоносителей для КП «Кременчугтеплокоммунэнерго» с 1994 года. Коммунальное предприятие, накопив значительные суммы долгов, было объявлено в 2002 году банкротом, и 6,5 млн. грн. долга перед КВСЗ за предоставленные услуги так и остались неоплаченными до сегодняшнего дня (это 1,3 млн долларов США при тогдашнем курсе 5 грн за 1 доллар США). Сегодня есть прямые доказательства того, что к решению о банкротстве КП «Кременчугтеплокоммунэнерго» мэрия и городской совет того периода имеют прямое отношение. И все это также за счет бюджета ПАО «КВСЗ».


Его преемник - КП «Теплоэнерго» работает по системе прошлых лет. Каждый год это коммунальное предприятие и КВСЗ подписывают договор, в котором оговаривают права и обязанности сторон. ПАО «КВСЗ» исправно поставляет энергоносители – тепло и горячую воду. А КП «Теплоэнерго» только частично рассчитывается по текущим платежам, накапливая из года в год долги.


В течение последних 20 лет КВСЗ практически постоянно беспроцентно кредитует «коммуналку» города, потому что не было периода, чтобы город не имел долгов перед предприятием. А в последние годы они стали нарастать катастрофически и достигать нескольких десятков миллионов. Как, например, на конец отопительного сезона текущего года – свыше 32 млн.грн. (27,1 млн. грн. – неплатежи по договору, 5 млн. грн. – штрафные санкции по предыдущим договорам поставки тепла).


Более того, коммунальное предприятие вместо того, чтобы налаживать систему расчетов, в течение последних двух лет постоянно оспаривает законные требования КВСЗ по погашению задолженности за поставленные энергоносители (согласно ими же подписанных договоров!), тратя при этом немалые суммы из бюджета на судебные издержки и нанятых исполкомом приватных юристов. Эти обжалования надуманные и не способствуют конструктивному решению вопроса, что подтверждается решениями в пользу ПАО «КВСЗ» судов всех инстанций, включая Верховный суд Украины. Настал час прекратить эти игры, разбазаривание бюджетних средств и сил и заняться наведением порядка в коммунальном хозяйстве правобережья города.

Начать хотя бы с анализа выполнения собственных решений горисполкома, постановлений горсовета. В 2006 году городской глава Николай Глухов своим письмом сообщил КВСЗ, что закупать энергоносители для района Раковки город будет только в течении ближайших 10 лет. За это время будет построена автономная котельная (котельные) – современная, экономичная. В 2014-2015 годах при мэре Олеге Бабаеве определяли варианты обеспечения теплом Раковки и источники финансирования. 22 января 2015 года первый заместитель мэра Виктор Калашник в присутствии главы Полтавской облгосадминистрации Валерия Головко рассказал о намерениях строительства 4-6 модульных котельных на Раковке, финансирование – через Европейский инвестиционный банк. Это решение записано в протоколе совместного совещания руководства ПАО «КВСЗ» и города от 23 февраля 2015 года.


На сессии горсовета 2 февраля 2016 года депутаты утвердили план строительства коммунальных теплогенерирующих мощностей на Раковке со сроком исполнения проекта: введение в эксплуатацию 2/3 мощностей в 2016 году, 1/3 – в 2017-ом. То есть в отопительном сезоне 2017-2018 уже должны были работать новые котельные. В апреле 2016 года на сессии горсовета внесены изменения в решение горсовета по строительству котельных. Окончательный срок сдачи в эксплуатацию не изменился – начало отопительного сезона 2017-2018.


Решением сессии, состоявшейся 25 октября 2016 года, начальнику УЖКХ было поручено до 1 апреля 2017 года оформить все необходимые документы для утверждения на сессии горсовета соответствующего проекта решения о получении кредита в одной из международных финансовых организаций для реализации проекта по строительству котельной в микрорайоне Раковка. Поручение не выполнено по настоящее время.


Нет не только новых котельных, но даже не определен исполнитель проекта, нет естественно и проектной документации, нет и источников финансирования.


Решения сессий горсовета не выполняются, Комиссия горсовета по ЖКХ бездействует, Бюджетная комиссия горсовета – тоже недорабатывает в этих вопросах. Горисполком и мэр действенных мер не принимают. Спроса и ответственности нет. Есть «компанейщина» с надеждой, что Крюковский вагоностроительный завод в который раз «выручит, решит», он «сознательный, патриотичный». Один план пишется, потом «успешно» проваливается, пишется и проваливается новый. А КВСЗ рассчитывается за нерадивых. Это называется иждивенчество и безответственность!


Теплогенерирующие мощности КВСЗ построены еще в 1953 году. Завод поддерживает их в рабочем состоянии, однако они не только выработали свой ресурс физически, но и морально устарели, что ведет к дополнительному удорожанию стоимости содержания оборудования. Поэтому себестоимость энергоносителей получается высокой.


Для внутреннего потребления энергоресурсов КВСЗ централизованная ТЭЦ в таком виде нам не нужна. Она убыточна, энергонеэффективна, ведет к прямому удорожанию выпускаемой нами продукции, снижает её ценовую конкурентоспособность на рынке. Как только будет построена городская котельная мы ТЭЦ КВСЗ в таком виде закроем.

 

В свою очередь новые технологии коммунальной котельной на Раковке позволят работать более эффективно, удешевить энергоресурсы, сократить путь от котельной до потребителя, уменьшить потери. Придут ли эти технологии на правобережье при таком отношении к вопросу городских властей?


В любом случае, так дальше продолжаться не может. Сегодняшние условия Европейского и Азиатского рынков требуют от ПАО «КВСЗ» новых, больших инвестиций в производство современной, конкурентоспособной продукции. Сегодня мы в них остро нуждаемся, а вместо этого продолжаем поставлять тепло и горячую воду городу в кредит!


В то же время в городе начинаются новые стройки, реконструкции, модернизации, приобретается недвижимость, оборудование и транспорт, а «старые гнойники» остаются десятилетиями!


Дело чести горисполкома – доказать горожанам свою состоятельность. Потому что ПАО «КВСЗ» не может и не будет и далее палочкой-выручалочкой. Более 20 лет он подменял работу КП «Теплоэнерго» на Раковке. Но всему есть предел, вопрос дошел до точки кипения и экономически и политически!


После заседаний депутатских комиссий с участием общественности, после гневного письма жителей Раковки с пятью тысячами подписей, после угрозы социального взрыва в городе, 5 июля текущего года частично (в сумме 20 млн. грн.) погашен долг перед КВСЗ за ранее поставленное тепло и горячую воду, 6 июля - на Раковке восстановлено горячее водоснабжение. На это время долг составлял 32 млн. грн. То есть еще 12 млн. грн. город должен КВСЗ. А ведь за отпускаемую летом горячую воду нужно заплатить до осени еще 8-10 млн. грн.

Итак, несмотря на возвращение 20 млн. долга, вопрос погашения оставшейся части, темы строительства котельной и недопущения роста задолженности в будущем не закрыты. Даже если задолженность будет погашена к началу отопительного сезона, с его началом при существующей системе расчетов к концу 2018 года она снова, как и в прошлые годы, может вырасти до 40 млн. грн.


Не только специалисты - энергетики, экономисты, финансисты, но и все жители Раковки понимают: системные проблемы в управлении городским хозяйством Кременчуга остаются. Они давние, их не смог (или не захотел?) решить уже целый ряд мэров, которые со своими командами управляли городом в течение последних 20 лет. При детальном анализе, который провели на КВСЗ, взору открылась не только верхушка айсберга, а стало понятным, что есть огромная подводная часть, содержащая большую социальную, политическую и техногенную опасность.


Неужели нельзя усилить коммунальные предприятия квалифицированными кадрами, усовершенствовать структуру управления? Неужели в Кременчуге нет профессионалов, чтобы выявить причины проблем и дать рекомендации по их устранению, помочь участием в организации их решения. Несомненно, есть!


Что касается строительства котельной, то необходимо немедленно создать рабочую группу с участием специалистов горисполкома, КП «Теплоэнерго» и ПАО «КВСЗ». К началу августа 2018 года определить источники финансирования строительства – будут это только кредитные средства, или городской, областной и государственный бюджеты в комбинации с кредитом. А также подготовить и утвердить на очередной сессии горсовета в августе такой график финансирования и возведения котельной, чтобы с октября 2020 начать ее эксплуатацию. А руководителя рабочей группы обязать ежемесячно отчитываться о ходе дела на заседаниях горисполкома и сессиях горсовета.


Что касается погашения задолженности и недопущения ее в дальнейшем, то здесь тоже есть путь решения проблемы. Условия возобновления горячего водоснабжения Раковки отражены в дополнительном соглашении между ПАО «КВСЗ» и КП «Теплоэнерго» сроком действия до 1 октября 2018 года. Если динамика платежей коммунального предприятия не претерпит существенных изменений, то к тому времени задолженность города снова достигнет не менее 15-17 млн. Поэтому срочно следует найти механизм не только погашения задолженности, но и своевременной оплаты текущих счетов.


А для этого до 15 сентября 2018 года необходимо подписать между КП «Теплоэнерго», горисполкомом Кременчуга и ПАО «КВСЗ» соглашение, в котором предусмотреть обязательную своевременную оплату счетов и действенный механизм санкций и солидарной ответственности коммунального предприятия и городских властей в случае нарушения условий договора.


Говорить о возможном нарушении условий соглашения нужно, потому что в городе не создан действенный механизм погашения КП «Теплоэнерго» задолженности за предоставленные услуги по стороны ПАО «КВСЗ» в 2018-ом и предшествующих годах. Хотя сделать это можно было неоднократно, ведь в городе в течение последних трех лет профицит бюджетов составлял от 100 до 150 млн. грн со свободным остатком средств на конец года от 52,2 до 120,5 млн. грн. Несмотря на наличие средств, городские власти не считали нужным вернуть долги КВСЗ в размере от 24,8 до 34,5 грн.


Вариантов решения вопроса несколько

Например, по итогам третьего квартала пересмотреть бюджет с выделением средств на погашение задолженности за предоставленные услуги в 2018 году. В декабре 2018-го при формировании бюджета на 2019-й и последующие годы создать «Стабилизационный фонд» (накопление средств), который обеспечит расчеты КП «Теплоэнерго» и других коммунальных предприятий перед поставщиками в полном объеме.


А до решения вопросов погашения долгов, финансирования и строительства котельной с текущего квартала ввести мораторий на новое строительство, приобретение объектов недвижимости, техники и оборудования в городе.


Необходимо наладить эффективную и безубыточную работу коммунального хозяйства города, в том числе КП «Теплоэнерго».


Предлагаю горисполкому Кременчуга как можно скорее – в июле 2018 создать Комиссию по проведению аудита хозяйственной деятельности КП «Теплоэнерго», в ее состав включить представителей ПАО «КВСЗ» и специалистов других ведущих предприятий города. С тем, чтобы в июле-августе такой аудит провести.


Командировать комиссию в Горишни Плавни для изучения опыта их коммунального предприятия «Теплоэнерго». Как известно, там научились работать безубыточно и воплощают в жизнь планы энергосбережения. Там и с финансированием вопрос решили, нашли 5 млн. евро, которые пойдут на реконструкцию главной котельной города. Цель мэра Дмитрия Быкова и его команды – за три года заменить старые теплотрассы и приобрести новые котлы, уменьшить потребление газа. Давайте же учиться у соседей.


По итогам аудита КП «Теплоэнерго» и с учетом опыта коммунальщиков Горишних Плавней Комиссии необходимо составить отчет и мероприятия по выводу кременчугских коммунальных предприятий на безубыточную деятельность. Отчет и мероприятия - рассмотреть и утвердить на сессии горсовета до начала отопительного сезона.


Также с целью повышения эффективности управления и обеспечения контроля за деятельностью КП «Теплоэнерго» предлагается в третьем квартале текущего года создать при нем (по примеру учреждений медицинской отрасли) «Наблюдательный Совет» с участием специалистов ведущих предприятий города.


А с потребителями нужно работать!

На Раковке более 90% их составляет категория «население». Ранее КП «Теплоэнерго» выставляло счета с учетом их равномерной оплаты в течении года, с 2014-го - по факту потребления. Но значительное число абонентов по старой схеме самостоятельно составляют график равномерной оплаты в течении года, что вызывает рост долгов именно в зимний период.


В Украине нельзя отключить теплоноситель в отопительный период для неплательщиков. Да и технически это сделать трудно (в отличие от отключения неплательщиков КП «Горводоканал», «Полтавооблэнерго»). Но, как показывает анализ неплатежей, долги имеют как раз не самые бедные потребители. Поэтому работу надзорной группы КП «Теплоэнерго» за контролем оплаты счетов необходимо усиливать и ужесточать. Это позволит вернуть в оборот значительные суммы.


Людям, наделенным властью в городе, депутатскому корпусу вместе с нашим народным депутатом необходимо найти свое место и роль в работе коммунальных служб города, взглянуть на корни и причины проблем, откровенно признать и искоренить безответственную и иждивенческую позицию.


Говорю это не только от себя, но и от имени Кременчугской городской организации работодателей, которая обеспокоена сегодняшним поведением власти по отношению к бизнесу в городе. Вместо того, чтобы поддерживать предприятия-налогоплательщики, содействовать сохранению и созданию новых рабочих мест, увеличению объемов выпуска продукции, тем самым увеличивая поступления в городскую казну, мы видим отдельные попытки принять через городской совет решения в угоду политическим партиям и фракциям, игнорируя при этом требования, насущные проблемы горожан и бизнеса, как это недавно имело место с ЧАО «Кременчугский завод технического углерода».


Тогда отдельные горячие депутатские головы предлагали в угоду политическим амбициям и интригам принять всему депутатскому корпусу решение на сессии горсовета 30 мая 2018 года с формулировками типа: «негайно припинити виробничий процес….», что в практическом смысле может означать только одно – остановку предприятия на неопределенное время со всеми вытекающими из этого проблемами и последствиями. При этом никаких доказательных документов говорящих о вине предприятия «эти горячие головы» не имели. Сессия горсовета поступила мудро, не поддержав данный произвол. Но вопрос мог пойти и по другому «сценарию».


Этот пример, как и наш случай, показывает, что попытки перекладывания ответственности за нерешение городских хозяйственных и политических проблем на бизнес Кременчуга продолжают иметь место, но уже в новых формах.


Хватит делать из КВСЗ «костыли» для поддержки хронически больного коммунального хозяйства Кременчуга на правом берегу. Уже давно ему пора ходить на своих ногах! Настало время принять меры по экономически эффективному управлению городским коммунальным хозяйством - полумерами не обойтись.


Власть - и исполнительная, и депутатская - не имеет права своими незрелыми действиями и решениями разменивать интересы политических партий и группировок на судьбу бизнеса, его экономику, а, значит, и экономику города в конечном итоге, ослаблять бизнес Кременчуга, дискредитировать его в глазах покупателей продукции, в том числе и на международном уровне. Тем самым дополнительно усложнять и без того трудную жизнь жителей Кременчуга.


Давайте вместе наводить порядок в городе!

Автор: Владимир ПРИХОДЬКО
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, ВОЙДИТЕ или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.
Ознакомьтесь с правилами комментирования.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Вверх