БАДяга

2.04.2009, 14:03 Переглядів: 5 956
Почему биологически активные добавки продают под видом лекарств?.
В Кременчуге «ТелеграфЪ» наткнулся на рекламу БАДов для похудения. Причем используется классическая схема сетевого маркетинга: купил две баночки – третья бесплатно! А теперь внимание: подумайте, за счет чего такие щедрые скидки? Что касается самих препаратов, то эндокринологи говорят: похудеть без усилий (диеты и физических нагрузок) – просто нереально.
Фото: Дмитрий Бабец

Увидели рекламу чудодейственного препарата? Осторожно. Большая вероятность, что вам под видом лекарства продают биологически активную добавку. Она может помочь от мартовского авитаминоза, но не больше. Продажа БАДов - урок триумфального маркетинга.

Как они находят клиентов?

Мы признательны парню, который однажды позвонил нам и сказал, что хочет рассказать о мошенничестве, в котором сам участвовал. Андрей (имя изменено) продавал биологически активные добавки по телефону. Уволился по собственному желанию и захотел рассказать журналистам.

– Когда я устраивался на работу, менеджер завела меня в отдельную комнату. И сразу созналась: «Ты здесь можешь заработать деньги, большие деньги. Мы аферисты».

Мы решили проверить его рассказ на себе. Купили газету «Коммунист» со статьей на последней странице «Онкология – это приговор?». Статья утверждала, что американские ученые создали препараты, «способствующие эффективной борьбе с болезнью и убивающие онкозаболевания на разных стадиях».

Из рассказа Андрея:

– Чем хуже со здоровьем – тем лучше для оператора. Диспетчер записывает все данные того, кому нужно лечение, номер телефона и имя. Говорит, что через несколько минут перезвонит специалист.

Из эксперимента «Свідомо»:

– Алло, а можно ли у вас поинтересоваться об онкологическом препарате? У меня племянница больна. Ей 14 лет. На прошлой неделе поставили диагноз – рак желудка. Мы прочитали объявление в газете.

Диспетчер:

– Благодарим за звонок. Через полчаса Вам позвонит наш специалист и проконсультирует.

Из рассказа Андрея:

– Колл-центр занимал две с половиной, три комнаты. Там могло быть от 15 до 20 операторов одновременно. Ни один из операторов не имел медицинского образования. Но перед каждым – распечатанный справочник, в котором общие фразы о препарате и – на нескольких страницах – описание болезней. Когда говоришь, что ты врач, вероятность того, что человек приобретет препарат, возрастает вдвое.

Из эксперимента «Свідомо»:

– Добрый день. Меня зовут Николай Петрович, я специалист-онколог. Слушаю Вас.

«Свідомо»:

– (Повторяем легенду о племяннице, добавляя детали об анализах и больницах, в которых она как будто была). Может, Вы поможете?»

Николай Петрович:

– Есть система активной биорегуляции на основе растительно-клеточных онкопротекторов. Если у девочки не третья и не четвертая стадия, то препарат будет очень эффективен. Можно довести опухоль даже до состояния ремиссии, это когда она перестанет расти. Система не лечит рак, но согласитесь, лучше опухоль оперировать, когда она в стадии ремиссии. Это уникальная разработка Института онкологии города Бостон, США.

Как устанавливают цену?

Из рассказа Андрея:

– Цена препарата зависит от того, насколько оценит ваш голос оператор. Если слышишь, что бабка звонит по телефону, старенькая, бедненькая. Вот ей один за 600. Максимум два за 1200. Она тебе две пенсии наскребет. А как только слышишь, что начальник, при деньгах – можно ценой варьировать. Только что я их продал за 1200, тут же продал такие же за 5200. Также два. И сказал, что это еще не все.

Из эксперимента «Свідомо»:

– Я бизнесмен, поэтому проблем с деньгами не имею. Мы сейчас готовы положить все финансы, чтобы ее вылечить.

Николай Петрович:

– У нас есть два курса. Один из них 40% концентрации препарата, другой 60%. Сорокапроцентный стоит 2670 гривень. Тот, который 60%, более дорогой, 3810. Но он более эффективен.

«Свідомо»:

–Давайте этот.

Через три часа в двери бюро позвонил парень. Темная куртка, крепкое телосложение, прическа «ежик», в руке – белый пакет. Скорее похож на члена молодежной банды, чем на врача. Парень выложил на стол разноцветные баночки с надписями «Bee Royal», «Exclzyme EN», «Norwegian Kelp GP» и папку с документами.

Я рассмотрел добавки и пошел в соседнюю комнату «за деньгами». Вернулся с фотоаппаратом и сказал: «Денег я Вам не заплачу, я журналист. Мы сфотографируем ваши препараты и скопируем ваши документы». В комнату зашли коллеги-журналисты. Сделав нужные фото, мы попрощались с гостем. В папке у парня был сертификат, выданный Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики. В нем написано, что владельцем диетических добавок является частный предприниматель Гончарова В.Ф, проживающая в Харькове. На отдельном листочке, было указано, что обмену и возврату товар не подлежит.

Какого качества эти препараты?

На баночках, которые сфотографировало «Свідомо», был указан производитель – американская компания «Garden State Nutritionals». Мы изучили ее сайт. Там написано, что компания действительно производит препараты с таким названием. Расположена не в Бостоне, а в городке Западный Калдвел, штат Нью-Джерси.

И главное – производитель утверждает, что его добавки помогают вот от чего:

«Bee Royal» состоит из пчелиной пыльцы, спирулины, пчелиного маточного молочка, масла пророщеной пшеницы. Показания: дефицит витаминов (особенно каротина) и минералов, нарушение питания, несбалансированный рацион, ослабление иммунитета, общая слабость, снижение работоспособности, ухудшение сумеречного зрения.

«Exclzyme®EN» состоит из ферментов выделенных из сердцевины и мякоти ананаса, млечного сока дынного дерева и других компонентов. Показания: расстройство пищеварения, нарушение обмена веществ, дегенеративные изменения суставов, повышенная вязкость крови, различные воспалительные процессы, травмы, раны, послеоперационный период.

«Norwegian Kelp GP» делают из больших бурых водорослей, насыщенных йодом. Показания: ослабленный иммунитет, вялость, апатия, избыточная масса тела, предменструальный синдром, снижение эластичности кожи, повышенная ломкость ногтей, выпадение волос.

Ни одного слова о раке! Какой рак, ни одна болезнь не по силам биологически активным добавкам. То есть подобные «колл-центры» распространяют доходчивую рекламу, заботливо и вдумчиво выслушивают потенциальных клиентов, аргументированно убеждают их в преимуществах своих товаров, но продают… совсем другие товары! За это нужно карать.

 

Фото: Дмитрий Бабец

Что делает милиция?

Николай Рощин – главный специалист департамента уголовного розыска по борьбе с мошенничеством МВД. Он рассказал, что за прошлый год в департамент с жалобами на БАДы обратилось больше ста людей. Было возбуждено четыре дела. Одно – по факту смерти жительницы Кировоградской области. Ее сестра потратила на добавки 154 тысячи гривень. В «колл-центре» обещали лечение от сахарного диабета и инсульта.

Дело сейчас в одном из киевских судов.

Рекламу сестра умершей видела на «Первом Национальном». Рощин написал туда письмо с просьбой предоставить информацию о заказчиках рекламы. Ответ: «Информация о субъектах, заказывавших рекламу БАДов на телеканалах НТКУ, отсутствует».

Что делают Министерство здравоохранения и Госпотребстандарт?

Закон требует от продавцов БАДов согласовывать текст рекламы с Минздравом. Мы спросили, сколько согласований было выдано. Из текста ответа следует, что согласование за пять лет (с 2005 по 2009) прошло всего 16 препаратов.

На вопрос, что Министерство делает, чтобы недобросовестной рекламы добавок не было, МОЗ ответил… напоминает об административной и криминальной ответственности за нарушение требований закона.

Мы обратились в Госпотребстандарт с вопросом о размере наложенных штрафов за недобросовестную рекламу БАДов. Но такой статистики быстро предоставить не смогли (предоставили лишь данные о штрафах по всем видам рекламы).Госпотребстандарт подчеркнул при этом, что в последний раз Минздрав обращался к ним с просьбой оштрафовать недобросовестных рекламодателей БАДов в 2005 году.

Что делать людям?

Во-первых, запомнить, что добавки не являются лекарствами.

Сергей ГУЛЫЙ, председатель Всеукраинской ассоциации производителей и дистрибьюторов БАДов, советует:

1. Открыть Интернет или энциклопедии и узнать больше о препарате.

2. Обратиться к врачу и спросить его мнение.

3. Не покупать добавку по телефону. Только в аптеке или специализированном магазине.

Там нас и ждал сюрприз. Мы разыскали представительство Garden State Nutritionals в Украине. Узнали там аптеку, где продаются препараты. И позвонили туда с вопросам о ценах. Внимание! Оказалось в восемь раз дешевле, чем продавал «специалист-онколог Николай Петрович».

Александр Акименко, бюро журналистских расследований “Свідомо”

Комментарий специалиста

«БАДы не лечат от тяжких недугов»

Заманчивая реклама препарата «Алконарток» обещает избавление от алкогольной зависимости даже без участия пациента: берешь себе, подмешиваешь препарат в еду – и готово! «ТелеграфЪ» обратился в аптеку, чтобы узнать, что же это за чудодейственная панацея. Там нам честно сказали – это БАД. В составе – экстракты растений, все витамины группы В (часто применяемые при лечении нервных и психических заболеваний), изрядная доля витамина С. Подействует ли это так, как обещают?

Владимир ПАЩЕНКО, главный врач кременчугского наркодиспансера:

– Родственники больного должны знать, что лечить заболевание без врача и участия самого пациента – это надувательство. Часто к нам приходят люди, которые потратили деньги на препараты: и «Алкостоп», и «Пропротен-100», и другие. Они тратят деньги, а эффекта нет. Ведь БАДы не лечат от тяжких недугов. Если люди хотят лечиться такими препаратами – это их право, но нужно проконсультироваться с врачом. Во-первых, эти вещества можно использовать как дополнительное средство, при восстановительном лечении, но не в качестве основного препарата. Во-вторых, если говорить о лечении алкогольной зависимости, то пациент и его родственники должны знать, что БАД, как и лекарство, нельзя принимать одновременно с алкоголем. А при лечении «без ведома пациента» это не происходит.

30.03.2009, для «Телеграфа»



 
Автор: editor
Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 11 від 14 березня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх