Централізоване опалення: послуга, від якої не можна відмовитися

7.09.2015, 09:57 Переглядів: 19 847

Централізоване опалення: послуга, від якої не можна відмовитися
Кременчуцький підприємець спробував від’єднатися від централізованого опалення. Тепловики пояснили: це незаконно. Юристи кажуть – відмова обгрунтована. Тож у мешканців багатоповерхівок дійсно немає вибору: відмовитися від послуги не можна, а ось втратити майно за борги – реально. Втрутитись у ситуацію підприємець попрохав Президента. Тепер чекає на відповідь.

Централізоване опалення: послуга, від якої не можна відмовитися

 

Кременчугский предприниматель попытался отсоединиться от централизованного отопления. Тепловики объяснили: это незаконно. Юристы говорят – отказ обоснованный. У жителей многоэтажек действительно нет выбора: отказаться от услуги нельзя. Но и за долги за неподъемные счета можно остаться без имущества. Кременчужанин просил Президента разрешить ситуацию. Теперь ждёт ответа.

 

Олег Клементьев – кременчугский предприниматель, врач-стоматолог.  Его кабинет находится на первом этаже жилого здания. Понимая, какие счета в этом сезоне придут за отопление, он решил отказаться от централизованного отопления, с которым никак не сэкономишь – его нельзя «подкрутить» на выходные или сделать температуру ниже, например, в вестибюле. Он проинформировал «Полтаваоблэнерго», что не сможет оплачивать услуги компании, батареи уже демонтированы, так что договор просит считать расторгнутым. В «Полтаваоблэнерго» на это ответили: правовых оснований для демонтажа нет, плату за тепло будут продолжать насчитывать. Так что батареи лучше вернуть на место.


– Как юридическое лицо, в 2002 году я заключил с «Полтаваоблэнерго» стандартный договор, - говорит предприниматель. - Я подсчитал, сколько платил за отопление тогда и сколько это обходится сейчас. Тариф вырос почти в 18-19 раз. С учетом того, что в этом отопительном сезоне он еще поднимется, то это почти в 25-27 раз. Получается, что юридическое лицо заключило с другим юридическим лицом договор на поставку товара – в нашем случае тепла. И поставщик постепенно увеличил стоимость в 25 раз. Если заменить слово «тепло» на любое другое – например, «бумагу», выходит, что поставщик бумаги в 25 раз увеличил цену. Встает логичный вопрос о расторжении договора с этим поставщиком. Но оказалось, что в данном случае юридически это невозможно. Это запрещено законодательно. В стране тысячи исков от тех, кто желает отсоединиться от централизованного теплоснабжения, но в их удовлетворении отказывают. Получается, вне зависимости от того, нуждаюсь я  в услуге или нет, я должен ее оплачивать. Но, может, мой кабинет простаивает, потому что покупательная способность в стране упала в разы. А счета за тепло придут. Оплачивать их будет нечем. Предстоящего отопительного сезона боюсь как татаро-монгольского нашествия. Мне 55 лет. Если я заболею, попаду в аварию или у меня не будет пациентов? Моя жена - инвалид 3 группы, она не сможет самостоятельно погасить задолженность, а просроченные долги приведут к конфискации имущества. И эта проблема касается большей части населения. Но самая «изюминка», что даже если ты демонтируешь батареи и услуга по факту не будет предоставляться – счета все равно будут приходить, о чем меня уведомили в письме.


В ответе от «Полтаваоблэнерго» указано, что, согласно  действующему законодательству, установить автономное отопление можно только в целом жилом доме, и то на основании протокола собрания всех жильцов.


–  Они ссылаются на то, что соседи могут страдать из-за таких отсоединений, температура у них в квартирах может падать, если я не отапливаю свое помещение. Как альтернативу мне предложили сделать отдельный ввод и поставить счетчик. Чтобы его провести, мне нужно окольцевать три стояка, отрезаться от всей системы, отдельно провести трубу от теплового узла. Это примерно 120 метров труб, из них 40 метров будут проложены вдоль стены по открытому воздуху. Обойдется это примерно в 60 тысяч гривень. Это выглядит просто как издевательство: изуродовать офис ради того, чтобы поставить счетчик. Есть еще один легальный способ разрешить ситуацию. В Европе счетчики стоят на каждом приборе отопления. Можно регулировать подачу тепла. Но у нас их не хотят ставить, потому как показания такого счетчика легко сбить, бросив мокрую тряпку. Но можно же  сделать дополнительную защиту, теплоизолирующую коробку, чтобы сделать невозможным вмешательство извне.


Олег Клементьев решил направить открытое письмо Президенту, в котором изложил ситуацию. Он просит внести изменения в законодательстве и разрешить украинцам устанавливать счетчики на каждый радиатор.

 

Prezidentu-Ukrainy.doc [36,5 Kb] (cкачиваний: 160)


- Тогда каждая среднестатистическая украинская семья сможет регулировать потребление тепла и свой семейный бюджет. Счётчики будут устанавливаться за счёт потребителей ,что совершенно снимает нагрузку на бюджет. Их массовое применение приведёт к реальной и существенной экономии энергоресурсов и снизит общую потребность страны в закупках газа и угля, – считает предприниматель.


Подобные письма он направил ещё и в Антимонопольный комитет, и защитникам прав потребителей. Ждет ответов.

 

 teplo.doc [34 Kb] (cкачиваний: 69)

 

Судебная практика говорит: даже если вы демонтируете батареи, всё равно придётся платить за тепло

 

За какой долг могут взыскать жилье

 

Если у вас жилье одно, а долгов больше, чем на 13780 грн (10 минималок) – поставщик тепла может отсудить свои деньги, отправив ваше жилье на торги. То есть, в среднем, для двухкомнатной квартиры это года три неуплаты. Если у вас не одно жилье, то за неимением другого имущества, любой долг может угрожать вашему дому.

 

Батареи с Bluetooth  – на каждый счетчик

 

Кременчужанка, которая сейчас учится на юриста в Берлине, рассказала, как на Западе решают вопрос с учетом и экономией тепла:


- У нас на каждой батарее стоит свой счетчик, - говорит Этелияы. – Информацию с них считывают, не заходя к нам в квартиру и без нашего присутствия. Для этого, если я не ошибаюсь, используется технология Bluetooth. Ни магнитами, ни мокрыми тряпками счетчики сбить невозможно. Мой знакомый - студент юрфака в Бремене, снимает квартиру вместе с четырьмя студентами. Им приходит платеж на всю квартиру и они его делят на пятерых. Если счетчики показывают, что один из них использовал гораздо больше тепла, они делят платеж в процентном соотношении. На каждой батарее установлен регулятор тепла. Фирмы, которые предоставляют тепло - частные. Владелец дома – частное или юридическое лицо, заключает договор с одной из этих фирм. Федеральным законом каждый владелец дома, частного или для сдачи жилья под аренду, обязан установить счетчики на батареи. По инофрмации фирмы-поставщика, за последние 10 лет стоимость тепла повысилась на 70%. Поэтому здесь везде призывают экономить тепло и одеваться тепло дома, не открывать окна при работающих радиаторах. Уходя на работу, оставляют батарею на минимуме: есть целая философия, как лучше сэкономить тепло.

 

Сергей Андриевский, руководитель кременчугского филиала «Полтаваоблэнерго»


– 95% домов в нашем городе – времен советской застройки. Они строились по т.н. вертикальной  системе подачи теплоносителя , и тогда никто не планировал, что жители могут отключаться, делать реконструкцию. В то время стояли другие задачи . Это сейчас уже строят дома с возможностью индивидуальной  установки приборов учета отопления. У нас был случай, когда в неблагополучной семье произвели самовольный демонтаж батарей. Тогда начали жаловаться соседи: у них в квартирах стало холоднее. Потому что так создана система отопления, предусматривается тепловое снабжение во всех квартирах без исключения. Частный магазин, расположенный на первом этаже жилого дома, сделал себе отдельный тепловой ввод. Они на законных основаниях смогли регулировать начало, конец отопительного сезона, температуру. Жильцы второго этажа стали жаловаться: у них раньше в квартире было +21, а стало + 17-18 градусов. Так что демонтаж батарей имеет обратную сторону – один собственник не отапливает помещение, а страдают соседи


– Если «отрезаться» от центрального отопления по закону нельзя, то какие альтернативы у жителей многоэтажек для экономии?


– Мы обязаны начать отопительный сезон, если среднесуточная температура воздуха три дня подряд ниже +8 градусов. Но если она потом поднимается до +15-ти, мы не можем мгновенно остановить систему – в ней около12 тысяч тонн воды, ее мгновенно остудить и нагреть нельзя. А вот если имеет место отдельный тепловой узел, его пользователи (как правило, юридические лица в нежилых помещениях на первых этажах) могут самостоятельно регулировать подачу тепла.


Юридическим лицам мы можем включать/выключать отопление по их заявке при наличии отдельного теплового ввода . И в ОСББ, где есть «хозяин», отопительный сезон, как правило, начинают позже и заканчивают раньше. Жильцы терпят до последнего, чтобы сэкономить. Ведь, как правило, установлен счетчик на дом, и он показывает реальный расход тепла, т.е. его экономию в таких условиях. Но она перераспределяется на всех владельцев квартир.


Также стоит заняться реконструкцией систем отопления, особенно в 9-этажках серии БК 9-Д-1 и 170-05. Система подачи тепла – верхняя с 9 по 1 этаж, и в крайних точках наблюдается разница температур: 9 й этаж +25 градусов в квартире , а 1 й +18. Чтобы выровнять систему, сделать ее более экономичной, целесообразно осуществлять реконструкцию системы отопления дома с распределением теплоносителя с 1 по 4 этаж, и с 5 по 9-й. Тогда выровняется тепловой режим дома и жильцы верхних и нижних этажей будут в одинаковых условиях. Местный бюджет закладывает средства на эти работы, в год 4-5 домов делается. Для регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры окружающего воздуха на вводе в дом целесообразно установить автоматическую систему регулирования. Это однозначно приведет к снижению расхода потребляемого тепла.


– Идет речь о том, что дома будут оборудоваться подобными счетчиками за счет программы. Но ведь установка счетчика на дом – это «кот в мешке». Есть дома, которые с ним стали платить больше…


– Если дом построен с  нарушением технологий или есть другие причины, по которым расход тепла выше, чем норматив, то, конечно, счетчик это зафиксирует. Из опыта могу сказать, что кирпичные дома не показывают больше нормы. Блочные – бывает. Закон физики: где дом лучше утеплен, там и потери тепла меньше. Поэтому сначала стоит заняться утеплением дома, установить автоматическую систему регулирования тепла, а затем ставить счетчик – это правильный подход. Необходимо отметить, что работа по установке счетчиков тепла на дом нами уже начата, а модернизацией домов и внутридомовых систем «Полтаваоблэнерго» не занимается . На нас возложена ответственность за подачу качественного теплоносителя до ввода в дом. Дальше – эксплуатационная ответственность собственников жилья и управляющих компаний.


– А что касается примера западных стран, где счетчик стоит отдельно на каждой батарее?


– Во-первых, ни в нормативно-правовой базе, ни технологически нет четкого алгоритма по решению подобных вопросов.  Но не мы законы пишем. Я считаю, что устройствами поквартирного учета тепла должны быть оборудованы все квартиры в многоэтажках, а не несколько. Потому что все равно имеют место технологические потери тепла во внутридомовых  сетях. И выходит, что эта разница ляжет на плечи жильцов, которые не оборудовали квартиру прибором учета тепла. Они окажутся в неравных условиях с жильцами, которые платят по счетчику. А поставить счетчики не может, как правило, малоимущее население. Загонять его в долги еще больше? Я не вижу смысла. Я думаю, что за границей весь дом оборудован такой системой счетчиков. У них дома проектировались с возможностью их установки и с возможностью организации локальной сети. Для нас это пока недостижимое будущее. Сейчас мы должны решить хотя бы проблему установки счетчиков на дом, потом идти дальше.


Ну и, кроме того, люди в странах ЕС законопослушные.  Для примера возьмем счетчики горячей воды, которые стоят у большинства населения дома. Дисбаланс по многоэтажному дому между показаниями счетчика горячей воды на дом и внутриквартирными счетчиками горячей воды – 30-40%. Такая же ситуация и по «Кременчугводоканал». И куда могла вытечь горячая вода? Если идти этим путем, то нужно менять и менталитет.

 

Языком закона
Юристы говорят однозначно – законодательно отказаться от услуг теплоснабжающей компании действительно нельзя. Даже если вы разорвете договор, самостоятельно демонтируете батареи и не будете получать услугу – это не поможет, придется платить.

 

Владимир Остахов, адвокат


– Законно ли «Пол­тава­­облэнерго» отказало предпринимателю в его прошении?


– Осуществление отключения от сетей централизованного отоп­ле­ния и горячего водо­снабжения возможно только всего жилого дома в целом при условии обязательного отказа всех потребителей дома от указанных услуг. Приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 6 ноября 2007 года № 169 в Порядок №4 были внесены изменения, общий смысл которых сводится к возможности отключения от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой только всего жилого дома в целом, а не его отдельных помещений. Учитывая, что квартира находится в многоквартирном доме, а решение владельцев всех квартир об устройстве в доме системы индивидуального отопления отсутствует, отказ является обоснованным.


– Можно ли на сложившуюся ситуацию смотреть и с другой стороны: если потребитель отказался в заявлении от услуг компании, это уже ее проблемы, что она продолжает поставлять тепло…


– Отключение потребителей от сетей централизованного отопления происходит в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти по вопросам ЖКХ. А уже этот порядок (утвержден Приказом Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ № 4 от 22.11.2005 г..) гласит о том, что отключение от сети централизованного отопления возможно только всем жилым домом. Поэтому ваше заявление об индивидуальном отключении от сети централизованного отопления рассматриваться не будет. И потребитель обязан оплачивать предоставленные услуги.


– Что показывает судебная практика – были ли иски от пользователей, желавших отказаться от услуг теплоснабжающих компаний, и каковы их итоги?


– В судебной практике неоднократно рассматривался вопрос индивидуального отказа от услуг теплоснабжения, однако окончательными решениями судов высших инстанций было отказано в удовлетворении таких исков.

 

Елена Дмитриченко, адвокат


– Можно ли разорвать договор с компанией в суде?


– Договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока его действия одной из сторон не будет письменно заявлено о его расторжении или необходимости пересмотра. Итак, каждый раз срок действия договора продлевается на один год. Поэтому для прекращения его действия достаточно за месяц до окончания очередного годичного срока обратиться с заявлением о его расторжении. Следовательно, нет необходимости обращаться в суд с иском о расторжении договора. Кроме того, как показывает судебная практика, такие иски, как правило, остаются без удовлетворения по причине отсутствия оснований для расторжения такого договора. Между тем, прекращение договора (из-за окончания срока действия) не решит проблему с необходимостью оплаты за услуги теплоснабжения, ведь обязанность по уплате за услуги теплоснабжения будет возникать из закона.


– Почему разрыв договора ничего не даст?


– Прекращение договора и отключение потребителей от сетей централизованного отопления не являются тождественными понятиями, ведь такое отключение возможно только в порядке, утвержденном центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Более того, на потребителя законом возложена обязанность заключения договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг согласно предложенному исполнителем услуг договора, который соответствует типичному. Отказ потребителя услуг от заключения договора в таком случае будет противоречить требованиям ст.ст.19, 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах». По этому поводу есть даже правовая позиция Верховного Суда Украины (постановление от 10.10.2012 года). Суд отметил, что в случае такого отказа исполнитель услуг вправе обратиться в суд за защитой своего права путем признания договора заключенным на условиях, предусмотренных законодательством нормативным актом обязательного действия. Поэтому «Полтаваоблэнерго» может обращаться в суд с требованием о признании договора заключенным и будет иметь судебные перспективы выигрыша дела (кстати, с возложением на ответчика судебных расходов). И, как показывает судебная практика из Единого реестра судебных решений, суды удовлетворяют иски о взыскании задолженности за услуги теплоснабжения даже при отсутствии договора, мотивируя тем, что обязательства потребителя в условиях незаключенного договора на теплоснабжение возникают на основании действия законов. В соответствии с положениями ст. 24 Закона Украины «О теплоснабжении» обязанность заключения договора возложена на потребителя. Таким образом, расторжением договора потребитель не достигнет цели по отключению от теплоснабжения и прекращению оплаты за него.


– А если оспорить приказы, которые, по сути, лишают потребителя права отказаться от услуг теплопоставляющей компании?


– Ряд соответствующих приказов Министерства строительства и архитектуры и Министерства по вопросам ЖКХ уже оспаривали, требуя признать их противоправными и отменить. Однако административные суды, указывая необходимость соблюдения прав всех собственников многоквартирного дома как пользователей единой системы централизованного отопления, отказали в удовлетворении подобных исков, поставив, таким образом, точку в этом вопросе.

Автор: mudraya
Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 11 від 14 березня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх