Петра Зубенко величают на третьем Занасыпе не иначе, как мастером на все руки. За свои 57 лет он не только работал маляром, стропальщиком, столяром, преподавателем, но и выстроил собственными руками дом в пригороде и дачу. При этом, кем бы он ни работал и где бы он ни жил, Петр Зубенко всегда был верен своему увлечению – резьбе по дереву. И это видно сразу, как только переступаешь порог его жилища. В нем можно увидеть много изделий из дерева: от вырезанных дверных наличников и карнизов до столов и стульев, посуды и многочисленных сувениров. Причём, характерно, что они практически не повторяются, то есть господин Зубенко свои работы не тиражирует. Даже все подсвечники, установленные у него на шкафах, имеют разные формы, размеры и узоры. А зародилась любовь к резьбе у Петра Зубенко еще в детстве. Как рассказывает мастер, поначалу он выбирал в лесу корни и делал из них фигурки.
– Помню, что моя первая работа из дерева вышла одновременно смешной и страшной. Это было чудовище, сделанное из корня. Потом уже из корней стал делать фигурки животных – оленя, шимпанзе и другие. Тогда мне было 15 лет. Потом увлекался созданием мозаики из фольги. Сделал даже портрет Ленина, однако вскоре вернулся к работе с деревом и стал заниматься резьбой. Начинал с изготовления ложек. А сегодня делаю все: от мебели до сувениров, – говорит Петр Зубенко и показывает стол, который самостоятельно сделал еще лет 20 тому. Стулья мастер тоже сделал сам. На стене его квартиры висит фотография семьи в рамке, вырезанной также собственноручно. Гостей в доме Зубенко угощают яствами из деревянной посуды, которая тоже сделана руками мастера.
В квартире Петра Зубенко можно увидеть много изделий из дерева: от вырезанных дверных наличников и карнизов до столов и стульев, посуды и многочисленных сувениров.
Инструмент
Основным инструментом мастера является нож-косячек. Его лезвие должно быть выполнено из пружинной стали или хорошего ножовочного полотна и затачивается под углом 45 градусов. Стороны режущей кромки должны быть прямыми, абсолютно плоскими и сточены под одним и тем же углом. Кроме того, в запасе у мастера есть нож-сливка, стамеска, церазик, гвозди и молоток. По словам Петра Зубенко, годность резака определяется на обрезке не слишком твердого дерева. Резак должен входить в дерево без особого труда, как горячий нож в масло, не оставляя полос и вмятин. Остроту заточки пробуют на сосновой доске резьбой поперек волокон древесины. Если нож входит легко, не заминает древесину, а срез получается блестящий и гладкий, без разрыва волокон, можно считать, что он заточен хорошо.
Материалы
Свои работы мастер выполняет преимущественно на мягких породах древесины, а именно на липе, осине, ольхе и тополе, ведь эти породы как нельзя кстати подходят для геометрической резьбы. Для того, чтобы начать вырезать на срубе, дерево надо специально подготовить. Главное – просушить. Резьба производится на готовом материале – досках, толщина которых определяется в зависимости от формы и характера будущего изделия. Поверхность доски должна быть хорошо выстругана, а торцевые стороны обрезаны перпендикулярно поверхности.
Как создается шедевр
Петр Зубенко говорит, что для каждого изделия рисунок резьбы он придумывает сам и практически не пользуется готовыми шаблонами. Иногда мастер берет шаблоны из специальных книг для резьбы по дереву. По словам деревянных дел мастера, видов резьбы существует великое множество и столько же, если не больше, национальных техник резьбы, распространенных в разных странах мира. В зависимости от идеи и настроения Петр Зубенко при помощи резьбы выражает свои представления о красоте.
– В орнаменте мы совершенно независимы и все зависит только от таланта и внутренней свободы, от того, как я чувствую пластику, – делится впечатлениями мастер.
Для того, чтобы изготовить шкатулку, его уму требуется около дня непрерывной работы, столько же времени уходит, чтобы сделать сувенирную тарелку, а вот черпак он сделает за 2-3 дня. Дольше всего из небольших изделий делается бочонок.
– А вот одну сувенирную тарелку, где изображена моя жена Екатерина, которая во всем мне помогает, я резал 20 лет. Начал резать ей на 30-летие, а закончил на 50-летие. Просто боялся испортить портрет, – говорит мастер. В его планах – создание на пригородном участке ажурной беседки из дерева, а еще передача всех навыков двум сыновьям: Руслану и Александру.
– У старшего сына, Руслана, резать получается лучше, чем у младшего, Саши. Руслан еще в армии делал сувениры и изделия. Сейчас он это призабыл, но, думаю, он продолжит мое дело,– рассказывает мастер и с удовольствием предлагает научить резьбе по дереву журналистов. – Оно и вам пригодится. Будете потом, как и я, собственноручно сделанные сувениры дарить своим друзьям и коллегам. Это очень приятно.
Інформація
Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.