По следам реформ: что изменилось в системе образования

5.07.2015, 08:30 Переглядів: 4 586

По следам реформ: что изменилось в системе образования

12-летка, платные учебники и закон о высшем образовании, направленный на развитие вузов из крупных городов. Какие реформы уже прошли в отрасли образования, и как нас будут учить дальше

В прошлом номере «Телеграфа» мы говорили о налоговых новациях этого года. Теперь решили затронуть тему образования. Ведь обучение в школах и вузах касается каждой украинской семьи. Какие новшества уже прошли, как сказались на школьниках и студентах, и чего ждать от предстоящих реформ. Об этом мы спросили у кременчугских специалистов.

 

Местные вузы: студентов станет меньше

 

– Какие реформы в системе образования мы уже имеем на сегодняшний день?

 

По следам реформ: что изменилось в системе образования

 

– Я поддерживаю практически все намерения и отношусь к ним позитивно, но, к сожалению, во многом не продуман механизм их реализации, – отмечает ректор КрНУ им. Остроградского Михаил Загирняк. – Сначала необходимо оценить реальное состояние дел и уже от этого отталкиваться. Например, одно из новшеств этого года – введение порогового балла при прохождении внешнего независимого тестирования (ВНО). Это разграничивает учащихся на тех, кто успешно прошел тестирование, и тех, кто его не сдал. Если ученик не набрал достаточного количества баллов, значит, не имеет соответствующих знаний и не может претендовать на получение высшего образования.  Результаты уже проведённого тестирования по украинскому языку и литературе неутешительные. Каждый пятый даже не брался за творческое задание. Приблизительно столько же не смогли пояснить прочитанный текст своими словами. В связи с этим комиссией было принято решено снизить установленный пороговый бал, чтобы уменьшить процент не прошедших тестирование. От результатов ВНО по математике следует ожидать еще худших показателей. Таким образом, мы видим, что школа не дает необходимых знаний. А ситуация искусственно корректируется, чтобы не было  социального взрыва. Поэтому начинать изменения нужно не с принятия закона о высшем образовании, а со школы. И реформа системы образования займет лет 20.

 

– По закону о высшем образовании уже с этого года изменилась система распределения бюджетных мест…

 

– Да, действительно, было решено перед началом вступительной кампании предоставить вузам 80% от того количества мест госзаказа, которые у них были в прошлом году. А остальные 20 % распределить тем вузам, в которых будет выше конкурс. Но затем пришли к выводу, что такой подход нарушает права абитуриентов. При поступлении в вуз они не будут знать, сколько бюджетных мест выделено и по каким специальностям.Сейчас систему распределения пересматривают. И все замерло – конец июня, а мы ждем новых правил приема.

 

– Как на провинциальных вузах отразится новая система: бюджетные места получают не вузы, а самые сильные абитуриенты? Ведь от этого больше выиграют столичные вузы…

 

– Так и есть: реформы ориентированы на вузы крупных городов. Лицензии, как правило, это позволяют, поскольку в большинстве вузов они в значительной степени недоиспользованы. Мы свою используем лишь на 60%, то есть у вуза есть возможность обучать большее количество студентов. Такая же ситуация сложилась в других вузах. Поэтому учебные заведения Киева, крупных городов смогут принять на обучение больше студентов. Причем, даже больше, чем они могут, возможно, качественно подготовить.

 

– То есть в местных вузах студентов будет становиться меньше…

 

– Скорее всего, так и будет. Во-первых, сказывается неблагоприятная демографическая ситуация. Во-вторых, падают показатели ВНО. Ну, а то, что студенты предпочитают обучение в столичных вузах, так это мировая тенденция.

 

– Чем чревато для вузов уменьшение количества бюджетников?

 

– С бюджетниками приходит государственное финансирование. И эта сумма больше, чем оплата контрактников. Потому как, исходя из социально-экономических реалий, мы не можем поставить такую цену на платное обучение. Но, в то же время, деньги, выделяемые государством, можно расходовать только на стипендии, зарплаты и частично коммунальные услуги. Все остальное университету необходимо покрывать из зарабатываемых средств.

 

– Что касается получения стипендий – в начале года обсуждали возможность их отмены. Остаются ли они в новом законе о высшем образовании?

 

– Такие идеи были. Мы идем в Европу, а там стипендии не выдают в вузах, как у нас. Студенты обращаются в аналог соцслужбы, предоставляют справки о доходах родителей, об успешной учебе. Тогда решается вопрос о начислении стипендии. Но в новом законе этот вопрос не поднимается – все остается как есть.

 

– Школа переходит на 12-летнее обучение, то есть в вузах студенты будут обучаться в том возрасте, когда у многих будет потребность работать. Как обучение на стационаре и работа будут состыковываться с законодательством?

 

– У нас к этому законодательство совершенно не готово. А страна находится в стагнации. В США, например, нет студентов, которые не работают. Но там законодательство обязывает работодателя дать студенту преимущество при трудоустройстве.

 

– Предусмотрено, что студенты, как на Западе, сами смогут выбирать предметы, которые они хотят изучать…

 

– Это не совсем так. В любом случае подавляющее большинство дисциплин, которые необходимо изучить для получения той или иной квалификации, определяется соответствующими стандартами и не более третьей части предоставляется для самостоятельного выбора студентов. В какой-то мере это уже есть и сейчас. При этом следует помнить, что реализация такого выбора должна обеспечиваться соответствующим финансированием. Поэтому большой выбор таких дисциплин сможет предоставить только вуз, имеющий достаточное финансирование.

 

– Изменения в пенсионном законодательстве затронули и отрасль образования: научным сотрудникам-пенсионерам пришлось выбирать: или пенсия или зарплата. Сколько человек ушло из вуза?

 

– Мы потеряли значительную группу людей – около 30 человек. В основном это сказалось на технических кафедрах: они существуют дольше, там много докторов наук, профессоров с большим стажем работы. Некоторые из них уже не работали на полную ставку, поэтому им оказалось выгоднее уйти на пенсию. Это, конечно, ослабило кадровый состав и сказалось на организации учебного процесса: посреди семестра мы были вынуждены перераспределять нагрузку. Осознав последствия, эту пенсионную норму уже отменили. Несколько человек из тех, кто уволился, к нам возвратились. Но, конечно, не все.

 

– А что касается аккредитации специальностей – ведь необходимо определенное количество докторов наук…

 

– Вопрос аккредитации остро не стоит: ее проходят раз в 5-10 лет. Но есть некоторые специальности, по которым могут возникнуть вопросы, если мы не подготовим замены.Стоит отметить и то, что уход научных сотрудников нанес большой ущерб специализированному  совету по  присуждению степеней и званий. Если нет профессора, то некому принимать к защите диссертации.

 

По следам реформ: что изменилось в системе образования

 

Первый раз – в 12-й класс!

 

По следам реформ: что изменилось в системе образования

 

– На сегодня принят закон о высшем образовании, но не принят базовый закон об образовании: о школьном, дошкольном, внешкольном, – говорит начальник горупраления образования Геннадий Москалик. – Пока действует ряд других законов. Сейчас вышло два новых законопроекта, в чем-то они разнятся, но во многом похожи. Планируется перейти на 12-летнее обучение детей – это коснется уже тех, кто пойдет в первый класс в этом году. Также меняется структура школы. Младшая школа – с 1 по 5 класс, когда детей ведет один учитель. Средняя школа – с 6 по 9-й, старшая – с 10 по 12 класс. Планируется, что старшая школа будет профильной. Сама программа станет легче: последний раз учебники по биологии были, как диссертация, переполнены терминами, которые учат в университетах. По-прежнему будет проходить компьютеризация школ, пересматриваться программа по информатике. Продолжится децентрализация школ. Директор будет избираться, как и ректор, педагогическим составом.


– А что касается платных учебников?


– Ожидается, что учебники для 4-7 классов будут платными. Их еще нет и говорить об их стоимости, собирать деньги еще рано. Стоит отметить, что теперь каждая школа, класс может самостоятельно выбирать, по какому учебнику заниматься. Нет единого учебника для всех, как это было раньше, скажем, по геометрии. С этого года каждая школа выбирает из нескольких вариантов наиболее подходящий. Это, кстати, коснулось 4-7 классов.


– 12 лет обучения – не много ли это?


– Думаю, что нет, если обучение в старших классах будет действительно как начальное профильное образование. А если просто программу 3 лет растянуть на 2 года, то тогда смысла в этом действительно нет. По слухам, в Киеве проводят эксперименты по разделению школ по степеням: начальная школа со своим директором, старшая – со своим. И при переходе в 9 класс ученик идет в другую, профильную, школу по выбору. В этом есть свой плюс: иногда ученик выбирает профильный класс, исходя не из своих наклонностей, а потому, что его ведет прежняя учительница. А он, например, собирается поступать на радиоэлектронику. Но по накатанной идет за учительницей в гуманитарный класс, при этом нанимая репетитора по физике и математике.


– Но в 9 классе еще зачастую сложно определиться с выбором будущей профессии…


– Попробует учиться по определенному профилю и поймет сразу, его это или нет. Но, кроме того, современная жизнь показывает: чтобы оставаться конкурентным на рынке труда, в течение жизни профессию приходится менять не один раз…

Теги:
Якщо Ви помітили помилку, виділіть необхідний текст та натисніть Ctrl+Enter, щоб повідомити про це редакцію.

Інформація

Користувачі, які знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі до даної публікації.
Будь-ласка, ЗАРЕЄСТРУЙТЕСЬ.
Ознайомтесь із правилами коментування.
  • Kiaparts
  • НОВИНИ ПАРТНЕРІВ:


Свіжий випуск (№ 11 від 14 березня 2024)

Для дому і сім'ї

Читати номер

Для дому і сім'ї - програма телепередач

Читати номер

Приватна газета

Читати номер
Попередні випуски
Вверх