Что будет и что делать? Тезисы о революции, которой не будет

24.11.2010, 13:34 Просмотров: 3 243
Говоря о ситуации, сложившейся вокруг акций протестов предпринимателей нет никаких иллюзий относительно причин, по которым мелкий и средний бизнес будет в ближайшее время разбит и рассеян. Назову несколько факторов грядущего поражения акций предпринимателей:.

Если перефразировать одного французского мыслителя, то сегодня можно сказать, что главной проблемой Украины является не проблема мелкого и среднего бизнеса, не проблема пенсионеров или студентов, а проблема страны, как таковой. Чтобы спасти эту Украину нужно возвыситься до масштабов ее проблем и действовать исходя из этих масштабов.


Данная статья родилась ночью 22 ноября в 05-20, как реакция на информационную шумиху вокруг акции предпринимателей, которая начнется сегодня в 10-00 на Майдане. В ней я постараюсь рассмотреть очевидные причины неудач движения предпринимателей, а также контурно обозначить траекторию движения к выходу из тупиковой ситуации.

Итак, говоря о ситуации, сложившейся вокруг акций протестов предпринимателей нет никаких иллюзий относительно причин, по которым мелкий и средний бизнес будет в ближайшее время разбит и рассеян. Назову несколько факторов грядущего поражения акций предпринимателей:

Сила, ставящая политические цели по-сути, но отрицающая их по форме неизбежно скатывается к внутреннему конфликту, а, значит, к поражению.
Сила, которая не имеет целей борьбы, а также стратегии их достижения, неизбежно будет разбита. Тем более будет разбита сила, которая не понимает даже своих близлежащих целей.
Сила, мечтающая о революционных преобразованиях, но действующая старыми инструментами, использующая устаревшую стратегию и тактику.
Неорганизованная сила никогда не победит организованную.


Рассмотрим данные тезисы по пунктам. Начнем с ответа на вопрос – являются ли предприниматели силой? Нет, сегодня акции протеста организовывают минимум четыре центра влияния, внутри которых существуют десятки организаций, течений, объединений, которые требуют согласование каждого конкретного шага. Отсюда перманентный бардак во всем – начиная от определения даты акции и заканчивая резолюциями.

Предприниматели говорят, что они вне политики, потому что у них экономические требования. Это архиглупо, т.к. в основе их требований стремление уменьшить обязательства перед государством. В свою очередь, у государства подконтрольного крупному капиталу ключевая задача сегодня – найти ресурсы, чтобы выжить. Выжить - означается взять деньги у тех, у кого они есть, направить их на поддержку аппарата насилия, на выплату социальных подачек и на свои нужды. При этом, поскольку олигархи не хотят платить из своего кармана, то деньги будут изыматься у более слабых, в данном случае, таковым является мелкий и средний бизнес. Налицо конфликт интересов, которых выходит за рамки экономики. Следовательно, выдвигая свои требования, предприниматели бросают вызов политическому порядку, который олигархи менять не намерены. Отсюда вытекает вопрос относительно целей малого и среднего бизнеса относительно текущего политического момента.
Таких целей у малого бизнеса нет. Пересмотр Налогового кодекса выглядит утопичной идеей, поскольку он осуществлялся именно исходя из интереса крупного капитала сохранить свое господство. Если олигархи отыгрывают ситуацию назад, то они оказываются в глупом положении, поскольку государство оказывается неспособным выполнять минимальные социальные обязательства, а, значит, еще больше увеличивается угроза революции. Отсюда, очевидно, что мелкий и средний бизнес является той жертвой, которую нужно принести во благо будущего олигархов. ЕСЛИ ПОПУЛЯРНО, ТО СЕГОДНЯ МЕЛКИЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС СТАВЯТ ПЕРЕД ФАКТОМ – СДОХНИТЕ ТВАРИ И СВОЕЙ СМЕРТЬЮ ЕЩЕ НА ПАРУ ЛЕТ ПРОДЛИТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОЛИГАРХОВ ПОГРАБИТЬ СТРАНУ. Поэтому, жалобный писк о пощаде со стороны рыночников будет услышан ровно настолько, насколько он будет не мешать текущим задачам правящего класса (см. выше). В этой ситуации угрозы со стороны предпринимателей вроде «мы потребуем досрочных перевыборов», «мы потребуем отставки Азарова, Тигипко, Бродского» выглядят смешно и глупо. Да, Янукович только ищет повода, чтобы отправить «балласт», вроде Тигипко куда-нибудь подальше. Предприниматели просят об этом? Пожалуйста, одна беда, среди предпринимателей нет людей, которые бы заняли места Азарова-Тигипко-Бродского. Даже если бы они были, то они были бы ограничены рамками государственной системы, которая заточена под интересы крупного капитала. Чтобы они сделали вместо Тигипко – вопрос риторический.

Рассмотрим еще один смешной вариант. Янукович идет на досрочные выборы Рады, которые будут требовать «лавочники». Задаемся простым вопросом – а что у предпринимателей есть своя политическая сила, которая бы защитила их интересы в парламенте? Такой силы сегодня нет. Тогда какие свои цели достигают этим требованием предприниматели? Да никаких, если, конечно, они не лежаться под Тимошенко или Яценюка или еще какую то силу, имеющую шансы пройти в парламент. Однако, все эти силы в той или иной мере связаны с действующим государством. Сколько депутатов из БЮТ голосовало против НК? А сколько депутатов Тимошенко заблокировали Раду во время принятия НК? Ноль. Это и есть истинная позиция БЮТ относительно этой ситуации.

Таким образом, по второму тезису констатируем, что у предпринимателей нет ни целей, ни сколь-нибудь четкого понимания ситуации. Они уже стали пешками в политической игре других сил, хотя отрицают свою причастность к политике. Что же, за слепоту придется дорого заплатить в прямом и переносном смысле.

Предприниматели страстно мечтают, чтобы государство кардинально изменило отношение к ним. Это означает, что они хотят революционных преобразований в мозгу людоеда, который всю жизнь использовал их, как расходный материал. То есть, они взывают чудовище к ха-ха-ха к ….ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Какими же методами это они делают? Они а) пишут всякие бумаги во всякие инстанции; б) они ставят палатки и пикеты в) они, не смейтесь, угрожают (в том числе такими фантасмагорическим вариантами, как наем наемников, при том, что даже на собственную газету скинуться не могут). г) они, ха-ха-ха, договариваются. Кто с регионами, кто с Тимошенко, кто с Яценюком, но больше всего они договариваются между собой (без толку, правда). Вопрос – где здесь угроза государству, чтобы оно было всерьез напугано? Постановка палаток на Майдане вообще смешна сама по себе. Регионалы уже сталкивались с этой практикой и научились с ней бороться. Понятно, почему Тимошенко педалирует эту тактику (как имитатор, она использует то, что принесло когда-то успех, потому что своего придумать не может), но где здесь цели и выгода предпринимателей? Нет их. Опять чужая игра… Стоит напомнить слова товарища Сталина о том, что «некоторые лжемарксисты думают, что достаточно одного 'революционного' жеста, достаточно одной крикливой выходки, чтобы сломить силу реакционных лидеров». Нет, дорогие друзья, народ не побежит к вам, только потому, что цели ваши правые. Народ запуган и апатичен, он просто не понимает, что происходит, а вы ему не объяснили…..Во-первых, потому что заблуждаетесь, считая что ваши проблемы волнуют, скажем, пенсионеров. Во-вторых, потому что у вас нет СМИ, через которые вы могли бы это сделать, если бы хотели.
Наконец, четвертый тезис – организованная сила всегда побеждает неорганизованную. Фактически он был затронут выше - предприниматели разобщены даже в рамках протестного движения. Против них стоит вся мощь полицейского государства, пускай и насквозь прогнившего, но все равно более организованного. Поэтому, инициатива находится на его стороне, а, значит, оно навязывает свою стратегию и тактику, которая заставляет предпринимателей двигаться внутри дискурса, выгодного регионалам.

Теперь мы перейдем к тому, что будет после 22 ноября. Задачи Партии регионов в отношении предпринимательского движения целиком ясны. Власть будет действовать по формуле «купить, запугать, нейтрализовать». Тех, кто ищет компромисса (а таких не мало) привлекут выгодными сделками. Кого не получится купить, будут запугивать, надавливая на те или иные мотивации. Наконец, тех, кто не будут куплены и запуганы, постараются нейтрализовать путем маргинализации, дезинформации и прочих инструментов, которые работали и будут работать во все времена.

При этом, я уверен, что Янукович по ходу избавиться и от Тигипко, и от Бродского, а в дальнейшем и от Азарова. Эти кадровые ходы, которые бизнес постарается записать в свой актив, на самом деле, нужны с точки зрения дальнейшего укрепления вертикали власти. Действующий режим может получить новое дыхание только в том случае, если у него будет враг, который позволит начать тотальную мобилизацию всех ресурсов. Чтобы сломить ростки нового нужно объединить все старое. Мы вступаем в полосу реакции, причем реакции брутальной, готовой на все, имеющей травматический опыт 2004 года и осознающей последствия поражения.

Мотивация Тимошенко в отношении предпринимателей также очевидна – это ЕЕ ПОСЛЕДНИЙ ШАНС. Если не впрыгнуть в предпринимательский поезд, то УЖЕ ЗАВТРА ФИАСКО. Вот почему реакция Юлии Владимировны молниеносная – на кону для нее стоит практически все. Однако, как известно, все к чему обращается Тимошенко, обращается в прах. Так будет и здесь, если предпринимательская масса пойдет на поводу ситуативных игрищ БЮТа. Впрочем, часть уже пошла…

Поэтому, слабо организованные колоны предпринимателей обречены. НО….

Всегда нужно помнить, что проигранное сражение не означает проигранную войну.

Неизбежное поражение предпринимательского движения на сегодняшнем этапе - цена за осознание его наиболее передовыми, прогрессивными деятелями СИСТЕМНОСТИ ПРОБЛЕМ с которыми сейчас столкнулся мелкий и средний бизнес. Это неизбежно подтолкнет их к формированию политической повестки дня.

Что делать?

Если перефразировать одного французского мыслителя, то сегодня можно сказать, что главной проблемой Украины является не проблема мелкого и среднего бизнеса, не проблема пенсионеров или студентов, а проблема страны, как таковой. Чтобы спасти Украину нужно возвыситься до масштабов ее проблем и действовать исходя из этих масштабов. Соответствующим и должен быть инструментарий – универсальным, гибким, направленным на мобилизацию широких масс в политику. Силе регионалов сегодня строится на силе контроля над аппаратом принуждения. Однако, чем дальше, тем больше регионалы будут терять массовую поддержку, а с ней и легитимность. Результаты местных выборов – яркое тому свидетельство. В этой ситуации та сила, которая получит массовую поддержку, сможет победить любой аппарат насилия. Именно в этой плоскости лежит ответ на вопрос – что делать.

Поскольку главным субъектом политического процесса является политическая партия, то малому и среднему бизнесу нужна собственная политическая структура. При этом бессмысленно садить в нее весь бизнес. Нельзя объединить все и сразу. Нужно объединять тех, кто понимает суть процессов, кто способен найти организационный и финансовый ресурс, а также тех, кто реально готов действовать. Тот, кто будет осмысленно двигаться в украинском хаосе неизбежно станет центром притяжения для всех растерявшихся и упавших духом.

Второй составляющей должен стать общенациональный профсоюз, связанный с партией. Защита прав трудящихся в самых широких аспектах становится более, чем актуальной в условиях реакции. Профсоюз может стать эффективным инструментом мобилизации и втягивания широких масс в политическую деятельность.

Третьей составляющей должны выступать общественные организации самой различной специализации и направленности. НГО должны стать той смычкой с массами, которая занимаясь повседневными проблемами выполняют функцию инкубатора, в котором взращиваются политические лидеры.

Таким образом, триада «партия-профсоюз-общественные организации» должна стать основной для созданий мощной сети контрсистемной политической силы. Организованной вертикали государства может противостоять только организованная социальная сеть.

Здесь не обойтись без собственного печатного органа (газеты) и Интернет–СМИ. Малый и средний бизнес никогда не будут поняты другими социальными группами, если не будут вести систематической пропаганды своих идей. Ведь только когда идея овладеет массами, она, как известно, становится материальной силой. Поэтому, запуск своих СМИ вопрос даже более важный, чем создание партии. Задавая повестку дня можно увеличить количество сторонников.

Заканчивая, сегодня Украина беременна, беременна новой жизнью. Ситуация складывается так, что жить по старому не сможет никто. Решение проблем лежит в адаптации к новым масштабным вызовам. У каждой из социальных групп свой ответ. Олигархи твердо нацелены идти по реакционному пути, буржуа в лице деклассирующейся мелкой и средней буржуазии стремительно сдвигаются к революционному решению. Победит более организованная сила.

Юрий Романенко, «Хвиля»  22-11-2010 05-43

Источник: http://hvylya.org/index.php?option=com_content&view=article&id=8312:2010-11-22-03-49-46&catid=4:2009-04-12-12-01-18&Itemid=10



 
0
Автор: editor
Теги:
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, ВОЙДИТЕ или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.
Ознакомьтесь с правилами комментирования.


Вверх