Похождения «телеграфистов» на той стороне земного шара

12.05.2006, 16:05 Просмотров: 1 206
Сергей КУЛЯСОВ из Лексингтона, штат Южная Каролина, США, специально для «Телеграфа».

Оговорюсь сразу для предвзято-критичных демократов, любящих порассуждать на тему «Весь мир бардак и население его – несознательно-легкомысленное. И бензин стоит не 3.90, а 3.91». Особенно это касается тех, кто проживает по ту сторону океана. В данной статье содержатся мои личные, часто субъективные впечатления о том, что я видел собственными глазами, находясь 14 дней в командировке в штате Южная Каролина, США. Под словом «Америка» в данной статье следует понимать именно эту местность и именно тех людей, что проживают здесь, но никак не всю территорию и людей Соединённых Штатов. Замётано?

Фотографы называют такие снимки «Расстрел на рассвете». На самом деле это «телеграфисты» и мер Лексингтона Рэнди Халфэкр в здании мэрии

Да, второй раз ехать в Америку уже попроще – есть определённый опыт, есть наработанная практика общения с местной средой и обитателями, есть понимание того, что здесь можно, чего – нельзя (пить пиво на улице, к примеру, и говорить слово «негр» – могут и по сопатке дать). И вот мы здесь, в тёплом и комфортном, как запазуха Христа, штате Южная Каролина, что для незнакомых с предметом «география» – совсем рядом с Флоридой, обиталищем всех богатеньких американских пенсионеров.

Колумбийский университет. В этом ньюзруме журналистов обучают суперсовременным технологиям добычи и подачи новостей

Мы – это первый десант газеты «ТелеграфЪ» из трёх человек на американскую землю по программе обмена с редакциями американских газет. Полгода назад нам удалось «обставить» 28 ведущих региональных газет Украины и выиграть этот конкурс, финансируемый IREX. Наш партнёр по обмену – региональная газета Lexington Chronicle из штата Южная Каролина. Владелец газеты Джерри Белуни и его сын Марк уже приезжали в Украину и работали в нашей редакции в декабре прошлого года, о чём мы писали. Теперь – ответный визит украинской стороны.

Дорога в ад проходит через аэропорт Атланта

Один из залов ожидания “адского” аэропорта Атланта: монумент пассажиру, не дождавшемуся своего рейса:)

Прилёт. «Здравствуй, …па Новый год, мы тебя не ждали». Наш перелёт по маршруту Киев-Париж, Париж-Атланта, Атланта-Колумбия был прерван, как полёт жирной качки пальбой четырёх охотников, засевших в очерете. Быстренько проскочили транзитом Париж и прочно засели в Атланте, опоздав на стыковочный рейс до Колумбии, столицы штата Южная Каролина. Причина – локомотивный тормоз, сидящий на месте офицера паспортного контроля и страшенный бардак в международном аэропорту Атланта. (У американцев есть шутка, что если после смерти вы попадаете в ад, то дорога туда обязательно лежит через международный аэропорт Атланта:) Вы же знаете Закон подлости, по которому соседняя очередь движется всегда быстрее? – в общем, нашей очереди досталась тётенька-офицер, которая работала на проверке паспортов со скростью хромой черепахи. К тому же, что самое обидное, оказалась славянкой с фамилией на бейдже что-то типа Станкевич. В результате самолёт в ночь улетел без нас, а нам предложили бесплатную ночёвку в отельчике и рейс в 9 утра следующего дня. Странные эти янкесы – дешевле было бы рейс задержать на 10 минут, тем более, что таких, как мы, было предостаточно – кроме нас и двух корейцев, человек тридцать студентов тоже опоздали на свой рейс и примостились спать прямо на полу аэропорта (?). Или они таким образом обеспечивают рабочими местами кучу своего народа?
Что такое разница в поясовом времени нужно рассказывать? Это когда на улице часа три ночи, а ты как сыч глазами: луп-луп! луп-луп! Дома-то уже десять утра! И это очень тяжёлый процесс – переход на местное время. Тяжёлый ещё и с этической точки зрения: сидишь на каком-нибудь страшно важном сабантуйчике, конгрессмены тут тебе, шерифы… а спать охота-а-а-а! А попробуйте сдержаться и не зевнуть. В общем, часа в три ночи слышу грохот, скрежет рвущегося металла, звон стёкол – это звук, от которого любому автолюбителю плохо становится – в 50  метрах от отеля трасса проходит и прямо напротив машина разбилась вдребезги. Наверное, водитель заснул. Засекаю время: когда, интересно, полиция появится? Виу-виу-виу! Через семь-девять минут. Ещё через три – пожарка с тем же визгом сирен. Через две минуты – ещё полиция. Оперативно ребята работают…

«Жить нужно красиво, Шура!» /предположительно: Остап Бендер/

Тотальный контроль СМИ и общества над действиями чиновников. Все желающие могут прийти в State House и посмотреть на заседание «депутатов» штата Южная Каролина. Чтобы знать...

Лексингтон встретил нас тёплым солнышком, запахом свежего мёда на улицах и шумом невысоких пальм – штат Южная Каролина называется штатом карликовых пальм (palmetto). В нашем понимании город Лексингтон – это небольшая комфортная деревушка размером с Раковку, но понятие “город” у них и у нас понимается по-разному. Для нас город – это гора пяти-девтиэтажек, магазины на первых этажах, захламлённые дворы, проезды. И за окраиной города начинается деревня. У них есть “сити” – это муниципальные здания, суд, госпиталь, ещё пара-тройка домов гос.назначения – и всё. Дальше идут индивидуальные домики в лесу (в лесу!), безо всяких заборов, оградок и плантаций с картошкой – только зелёная травка. Нормальный южанин никогда в пятиэтажке жить не будет – это для чёрных и “социалов” – бедных то бишь.

На этом 6-литровом Додже с кузовом ездит сухонькая старушка. Вы спросите: «Почему?» А я не знаю

Причём у всех трава выкошена, ухожена, бурьянов по колено нигде не наблюдали. Спрашиваю на встрече в мэрии у заместителя “по санитарии и мусору”, как мы его называли: “Как вам удаётся добиваться такой чистоты? А что вы будете делать, если человек живёт в доме и не убирает вокруг него, хлам разводит и бурьян растит? Ваши действия?” – “Выписываю предписание убрать территорию в трёхдневный срок. Не убрал – присылаю муниципальных уборщиков, они сами наведут должный порядок”. А тем временем муниципалитет выписывает зсранцу кругленький счёт за услуги по уборке территории. Не оплатил – через десять дней муниципальный суд может конфисковать имущество в оплату долга. С пенёй. Чёрт, как всё просто! А некоторые люди ещё помнят, как при Советской власти участковый выписывал рубль-семьдесят штрафа за бардак вокруг дома. Может, вернёмся к тем правилам, а?

“Без машины ты – букашка, а с машиной – человек!”

А это - суперэксклюзивная Shelby Cobra 427S: V10, 425 лошадей – редкая машинка, поверьте…

В городе нет тротуаров и пешком там ходить негде. Возле нашей гостиницы несколько маркетов было, но мы не смогли дорогу перейти – нет пешеходных переходов. Почему? Потому что пешеходов нет, все на машинах ездят. Без машины там аж никак нельзя. Идёшь пешком вдоль дороги – обязательно остановятся и учтиво спросят, не случилось ли у вас что-нибудь, может, помощь нужна? Ваша машина поломалась? Подвезти? О как! Все ездят на огромных тупорылых звероподобных американских джипах с кузовами – так мне и не удалось выяснить, зачем они грузовики покупают?
Есть предположение, что джип с кузовом стоит дешевле, чем просто джип без кузова – фокусы налогообложения. Новый 6-литровый Шевролет с кожами-рожами внутри и размером с КаМАЗ стоит 25 тысяч зелёных денег, но подержанную машину можно купить и за тысячу. Скорость на дорогах – от 35 миль в час по городу (это где-то 45-50 км/час) и миль 80 – на интерстейтах. И никто не нарушает, плетутся как сонные мухи – нафига им шестилитровые машины? Для такой скорости и поллитрового ДЭУ хватит. Не нарушают – потому что дорого и в тюрьму попасть можно.

Не-а, это не верховный суд. В этих креслах заседают мер и шесть его консулов (аналог наших зампредов и городских депутатов). Всего семь (!) человек управляют городом!

Да, к слову, очень интересная эта штука – “интерстейт”. Это по-нашему “дорога всесоюзного значения” – дорога между штатами. Причём, что интересно и полезно знать нашим проектировщикам дорог, интерстейты никогда не проходят через города, только мимо, чтобы можно было без городских светофоров и пробок передвигаться на длинные расстояния. Проектировали и строили их во времена холодной войны с целью беспрепятственного передвижения войск и военной техники, причём на такую дорогу запросто самолёт сесть может – это тоже предусмотрено. Представляете, как классно: едешь из Кременчуга в Крым, и тебе не нужно заезжать в этот долбаный Днепропетровск, коптящий, задымлённый Запорожье, пыльный Мелитополь – список можете сами продолжить. И встречные полосы на интерстейте обязательно разделены широченным газоном – метров в двадцать пять-тридцать. Красота! И ещё: на американских машинах номерные знаки висят только сзади, спереди можешь цеплять хоть чёрта лысого! Это у них специальная площадка для самовыражения – тут тебе и таблички футбольных фанов, и хэви-металл-девизы и таинственные знаки несуществующих сект. Почему номера только сзади? А у них ГАИшники по кустам не сидят, палками полосатыми не машут, и если твою машину хотят остановить, то полицейская машина догоняет твою и включает красную мигалку. Попался!

Когда чиновник служит тому, на чьи деньги он живёт

Рабочее место среднего американского журналиста. Ладно, бардак на столе, но зачем ему огромный калькулятор времён карибского кризиса?

Мэр Лексингтона Рэнди Халфэкр встречал нас в небольшом конференц-зале рядом со своим кабинетом. Простецкий парень в какой-то тужурке, зелёненькой тенниске и очочках работает на полставки – ага, не смейтесь, на полставки! “Да, работы много, но у меня же есть шесть консулов!” – это аналог наших городских депутатов, скрещенных с вице-мерами. У него свой бизнес, с которого он живёт, зарплата мера достаточно невысока. “Зачем вам эта головная боль? Зачем вы избирались на эту должность?” – спрашиваем. “Я же должен сделать что-то полезное для своей коммьюнити (общества)! У меня есть силы и я способен на это, поэтому я – мер”.

У американцев всё должно быть большое: машины, самолёты, даже банальная шашлычница – и та в виде автоприцепа с газовым баллоном и рассчитана на 45-50 одновременно жующих голов

Нужно принимать к сведению тот факт, что американцы – очень патриотические и набожные люди. Очень. Любое мероприятие – начиная от официальных типа открытия нового здания суда и заканчивая бизнес-завтраком ротари-клуба (объединения бизнесменов) – начинается молитвой и обязательной процедурой чтения что-то подобно молитве по отношению к Флагу. Всем – по стойке смирно, руку – на сердце и, гордо глядя на флаг, слова-молитва. Звёздно-полосатый флаг – это для них символ их страны, символ их гордости, чести. Каждому из них с детства вдолбили в голову очень простое и важное правило: “Не спрашивай, что сделала для тебя Америка. Спроси, что ты сделал для Америки?”. И они делают. Нет, зря вы думаете, что мер Лексингтона лукавил, говоря патриотические фразы. Это вам не Украина, на этой должности денег левых не заработаешь, уверяю вас. Именно эту тему мы и пытались продавить!

Размер порции в американских ресторанах – притча во языцех. Можно при таких размерах оставаться худорбой?

Контроль со стороны прессы и общества за действиями городских и прочих чиновников – тотальный. Расходная часть бюджета обсуждается всенародно: стоит ли там построить дорогу или лучше эти деньги потратить на озеленение тут. Ни один чиновник не может самостоятельно распоряжаться финансами. Местная газета, как глаза и нос общественности, вынюхивает и высматривает каждую копеечку в бюджете, все хождения городских денег можно увидеть в интернете в реальном режиме времени. И все решения власти – тоже. В общем, втихаря выделить куму лакомый кусочек земли в центре города под застройку – никак не получится. Скажите, положа руку на сердце – эта система ПРАВИЛЬНА? Или мы хотим изобрести свой собственный велосипед?

В следующем номере читайте продолжение увлекательного триллера “Похождения «телеграфистов» на той стороне земного шара». Серия называется “Американская тюрьма, или репортаж из одиночной камеры”.

С уважением, искренне ваш
исследователь заморских территорий С.К.



 
0
Автор: С.Кулясов
Теги:
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, ВОЙДИТЕ или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.
Ознакомьтесь с правилами комментирования.


Вверх