„Совковая” ностальгия, или Жилось ли нам лучше при социализме?

3.11.2005, 16:11 Просмотров: 1 054
Оправдано ли то, что многие жалеют по советскому прошлому? Накануне забытого ныне праздника – годовщины Великой Октябрьской революции – мы решили вспомнить, как жилось гражданину СССР 70-80-х годов и сравнить его жизнь с жизнью нынешнего независимого украинца. Для этого воспроизвели в памяти некоторые детали (цены, услуги) того времени..

„... и юный Октябрь впереди”

Празднование главных советских праздников – 1 мая и 7 ноября обычно отличалось веселым массовым гулянием, демонстрациями с транспарантами, спортивными колоннами и коллективным „распитием” под ёлочками у горкома. „Кипучая, могучая, никем не победимая” держава собирала также народ на дружные субботники. Подобные мероприятия ныне – редкость.
Возвращаясь в эпоху развитого социализма с его партсъездами и пятилетками, люди осознают, что „чуткое руководство КПСС” было политической монополией, но находят в этом и позитив. Мол, дисциплина была, порядок, стабильность. Казалось, что „Союз нерушимый”, поэтому привыкли к установке „счастливое будущее”. А ведь перспектива в среднем была такой: школа, вуз (армия), завод, должность, повышение, квартира-хрущёвка через 10 лет очереди, машина, пенсия... Кто-то что-то „доставал по блату”, кто воровал, кто ехал зарабатывать на Север. Но тогда не надо было собирать денег на обучение и, не дай Бог, на операцию.
Мы самоотверженно клялись в верности Родине, сменяя октябрятский значок на пионерский галстук и комсомольский билет. Школьниками ездили в колхоз на уборку картошки, собирали макулатуру и металлолом (не в пункты приёма, а на благо страны). А на Новый год уплетали вожделенные мандарины, привезённые в авоськах из Москвы и колбасу, выстоянную в немыслимых очередях. Это был воистину праздник живота. Сейчас такого нет. Сейчас есть всё.

Жажда правды

От новых идеологов всё чаще слышим: 'Жить стало лучше'. И всё же с иронией и некоторой тоской вспоминаем, какие тогда пели патриотические песни, какие фильмы смотрели, как панически боялись статьи о тунеядстве и 'всевидящего КГБ'. Тогда никому и в голову не приходило поругать правительство. Самые грамотные зашифрованно иронизировали в узком кругу, напуганные бывшими репрессиями. А ночью слушали „Голос Америки”, утоляя жажду правды, травили анекдоты о Брежневе и втихаря крестили детей.
А как чинно рассаживались смотреть „Голубой огонёк”, который вели любимые кремлёвские дикторы из программы „Время” у чёрно-белого телевизора! В советские времена 'Филипс' или 'Самсунг' мог позволить себе разве что высокопоставленный партийный номенклатурщик, вхожий в валютную 'Березку'. Поэтому в кайф было послушать плеер, который привёз ангольский студент. А вот батарейки клали на утюг (чтобы не сели). И по-прежнему сочувствовали бедным неграм, которые „загнивали” в капитализме.

Дефициты

А помните очередь за водкой? 1981 год

Танцевали под винил „Леньку-йеньку”. Помните? „Раз, два, туфли надень-ка,
Как тебе не стыдно спать! Славная, милая, смешная 'Йенька' нас приглашает танцевать”.
Каждому времени своя музыка - затёртые бабины с записями Высоцкого до сих пор
пылятся на полках. Но танцы давно преобразились в дискотеки со световыми эффектами.
„Здесь живут мои друзья, и, дыханье затая, в ночные окна вглядываюсь я” сменилось на
„Ах как хочется вернуться, ах как хочется ворваться в городок”.
Ходили двор-на-двор и район-на-район, доказывая своё мужское начало. Все молодые специалисты обеспечивались работой и соответственно – жильём. Бомжей не было. Зато были вытрезвители. Судя по ценам (см. рис.) народ меньше пил, больше потреблял мяса и чаще общался (конверты и переговоры стоили копейки). Сейчас, кажется, напиваются больше. Ослабела нация, забыв нормы ГТО и гимн спортивной молодёжи: «Чтобы тело и душа были молоды…» В те времена гонения на самогоноварильщиков были конкретными (самогонные аппараты даже закапывали, прячась от преследований – „ширку” сейчас варить куда безопасней).
Тогда дарили мужчинам на День Советской Армии дефицитные носки, на особые случаи несли в подарок такие же дефицитные хрустальные ладьи, а к свадьбе детей доставали сервиз „Мадонна”. Носили болоньевые плащи, сабо, клёши, потом - „бананы”, кримплен и трикотин, которыми на Западе обивали мебель, резали пополам первые женские прокладки (размером 30х15!).
Покупали у фарцовщиков джинсы «Левис» и «Вранглер» (250 руб.), настоящую польскую косметику и куртки-аляски. Сегодня же спекуляция благополучно мутировала в „честное предпринимательство”. За золотые обручалки, которые позволялось покупать исключительно молодожёнам, государство отдавало компенсацию. Тогда оплата за квартиру была просто смешной, а полиетиленовые пакеты - безумно дорогие (7-10 рублей). Немецкие переводки клеили на пластмассовые дипломаты, а „Киевский” торт привозили из командировки.

„Мы мирные люди...”

Ездили на метеорах по Днепру в Киев, а на „лапте” - на Зелёный, пели под гитару у костра и слушали пластинки „Deep Purple” и „Bee Gees”. За „дружинника” получали отгул, а за победу в соцсоревновании – путёвку в Дом отдыха. И по барабану было, что Московскую Олимпиаду-80 США бойкотировали из-за ввода советских войск в Афганистан. Да туда добровольно записывались! А к Западу было своё отношение: „Надо, чтобы делегаты полным голосом говорили о том, какие резервы следует пустить в действие, чтобы решать всенародную задачу - догнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения” (из советской прессы). Дружественные советские делегации, посещающие ГДР, распевали в ихних кафешках: „Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути”, – распугивая немцев. И правильно! Чтоб помнили „единый могучий Советский Союз”. „Ель пуебло унидо хамасе равенсидо!” – орали мы студентами на наших площадях, отстаивая „свободу Луису Корвалану” или кому-то там ещё.
Да много было не так как сейчас! Только сидеть да вспоминать...
И пусть на „октябрьские” праздники теперь нет демонстраций. Кто мешает собраться компанией, посидеть душевно, похохотать над былыми проделками, позвонить старому другу в Нарьян-Мар, чокнуться стопочкой о телефонную трубку и запеть вдохновенно:„Кипучая, могучая, никем не победимая”? И учредить тост, например: „За смелую, острую и деловую критику и самокритику, товарищи делегаты!” или „За новый подъем комсомольской работы, направленной на коммунистическое воспитание!”
Это же наша история и разве грешно вспоминать её, иронизировать и, в конце концов, гордиться ею? А самое главное в нашей истории то, что тогда мы просто были молодыми!

P.S. И всё же, „сало було, є і буде національним продуктом”, сколько б оно не стоило.



 
0
Автор: editor
Теги:
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, ВОЙДИТЕ или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.
Ознакомьтесь с правилами комментирования.


Вверх