Университеты или универмаги?

2.07.2009, 09:30 Просмотров: 4 502
В какие вузы не стоит поступать..
Фото: Дмитрий Бабец

Какое высшее учебное заведение выбрать? Бюро журналистских расследований «Свідомо» попыталось помочь абитуриентам и их родителям найти правильные ответы. Если они вообще есть.

Какие вузы не смогут выдать диплом?

«За многократные нарушения… ГАК аннулировала лицензии и прекратила образовательную деятельность таких учебных заведений»… Этими словами Министерство образования и науки начинает львиную долю пресс-релизов с последних заседаний Государственной аккредитационной комиссии. Эта комиссия дает и отбирает лицензии на право давать высшее образование в Украине.

– На самом деле никто точно даже не знает, сколько их у нас, – делится информацией на условиях анонимности один из тех, кто делает проверки высших учебных заведений. – В ГАК одна цифра, а у МОН – другая. Это такой бедлам!

Возможность открывать частные университеты увеличила конкуренцию между вузами. Некоторые «новички» обогнали «ветеранов» в качестве обучения в первую очередь новым профессиям. Но одновременно массово появились, как выразился Иван Вакарчук, «университеты под мостом». Только с начала этого года 50 колледжей, институтов и университетов потеряли лицензии на отдельные специальности или вообще образовательную деятельность. Так как сами вузы не склонны афишировать, приводим перечень для вас и ваших детей.

Вузы, у которых были отобраны лицензии*

Название      Лицензию на что забрали

Частное высшее учебное заведение «Украинский университет финансов и права при Тендерной палате Украины»

Киевский городской педагогический университет имени Б.Д. Гринченко.

Открытый международный университет развития человека «Украина» (Кременчугский филиал)

Открытый международный университет развития человека «Украина» (Полтавский институт экономики и права)

Открытый международный университет развития человека «Украина» (Днепропетровский филиал)

Государственная академия статистики, учета и аудита Госкомстата Украины (Днепропетровский филиал)

Художественный институт художественного моделирования и дизайна имени Сальвадора Дали

Международный институт межкультурной коммуникации

Полтавский институт экономики и менеджмента «Свиточ»

Государственное высшее учебное заведение «Киевский индустриальный колледж»

Полтавский филиал Частного высшего учебного заведения «Европейский университет»

Частное высшее учебное заведение «Международный институт бизнеса»

Все по решению самого заведения

«Дошкольное воспитание» – младшие специалисты

Все по решению самого заведения

«Социальная работа» – магистр

«Маркетинг» – специалист и магистр

«Менеджмент организаций», «Менеджмент внешнеэкономической деятельности» – специалист

«Банковское дело», «Бухгалтерский учет», «Коммерческая деятельность», «Правоведение» – младший специалист

«Бухгалтерский учет» – младший специалист

«Дизайн» – дневная и заочная форма, бакалавр, специалист, магистр

Все

«Экономика и предпринимательство» («Учет и аудит»), бакалавр

«Биржевая деятельность», младший специалист

«Экономика и предпринимательство» – бакалавр, «Финансы», «Учет и аудит», «Маркетинг» – специалист

«Финансы», «Маркетинг», переподготовка специалистов

(по данным Минобразования).

* Из всех заявленных в списке вузов «ТелеграфЪ» выбрал только те, которые находятся недалеко от Кременчуга.

Какие вузы учат без лицензии?

Время от времени Минобразования выясняет, что частные заведения его не слушаются и продолжают обучать без лицензий. Что хуже, не всегда рассказывая об этом студентам. Поступают ли так ведущие заведения? Мы решили проверить лучшие в рейтинге «Компас» за этот год. Это всеукраинский рейтинг ВНЗ, составляемый совместно с Фондом Рината Ахметова и журналом «Корреспондент». Базируется он на опросах работодателей, выпускников и экспертов. Мы решили проверить первую двадцатку:

• Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт»

• Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко

• Национальный университет «Киево-Могилянская академия»

• Государственное высшее учебное заведение «Донецкий национальный технический университет»

• Государственное высшее учебное заведение «Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана»

• Национальный университет «Львовская политехника»

• Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт»

• Киевский национальный университет строительства и архитектуры

• Донецкий национальный университет

• Киевский национальный торгово-экономический университет

• Национальный университет пищевых технологий

• Днепропетровский национальный университет

• Национальный авиационный университет

• Львовский национальный университет имени Ивана Франка

• Национальный горный университет

• Национальная металлургическая академия Украины

• Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого

• Национальный транспортный университет

• Харьковский государственный технический университет строительства и архитектуры

• Одесский национальный политехнический университет.

Также для проверки мы взяли вузы, довольно-таки известные по нашим наблюдениям или ведущие активные рекламные кампании:

• Одесская национальная юридическая академия

• Университет экономики и права «КРОК»

• Киевский национальный университет культуры и искусств

• Киевский национальный университет внутренних дел

• Международный Соломонов университет

• Национальный университет «Острозька академія»

• Киевский национальный лингвистический университет

• Киевский международный университет

• Европейский университет

• Открытый международный университет развития человека «Украина»

• Институт рекламы

• Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова

• Институт туризма.

Проверяли так. Выясняли, чему они приглашают учиться студентов в справочнике «Все вузы. 2009-2010». И заходили на их сайты. Затем проверяли, есть ли у них соответствующие лицензии. Лицензию каждого заведения Минобразования обнародовало в Интернете на странице www.mon.gov.ua (раздел «Лицензирование и аккредитация»).

Как оказалось, два вуза из двадцатки лучших в рейтинге «Компас» и один – из нашего списка известных или активно рекламирующихся – приглашали учиться специальностям, на которые у них нет лицензий.

Один – это Европейский университет. На его сайте (www.e-u.in.ua) мы нашли предложение изучать «богословие (теологию)». ГАК сообщила нам, что лицензию на это университету она не давала. «Свідомо» обратилось к университету за объяснениями. Вот какой ответ мы получили: «Университет подал все необходимые материалы для лицензирования направления «Философия» управлению лицензирования и аккредитации МОН Украины 19.02.2008. Рассмотрение дела до этого времени еще не начато по неясным причинам».

Важная информация. 10 июня Минобразования объявило, что прекращает выдачу лицензий на новые специальности на время вступительной кампании. После нашего запроса «богословие» исчезло с сайта Европейского университета.

Следующая находка была в Киевском национальном университете культуры и искусств. ГАК сообщила, что лицензия этого университета на специальность «Издательское дело и редактирование» истекает 1 июля. Решение выдавать ли новую, будет 2 июля. И только тогда университет получит 100-процентное право утверждать, что будет учить студентов этой профессии. Александр Скнарь, проректор университета по научно-воспитательной работе, прокомментировал ситуацию так:

– Лицензия на «издательское дело и редактирование» у нас есть и еще действует. Значит, мы имеем право набирать студентов на эту специальность.

Последнее открытие – в Национальном педагогическом университете имени Драгоманова. Прославленный столичный педуниверситет приглашает учиться рекламе и связям с общественностью, не имея, как нам подтвердили в ГАК, лицензии на это. «Почему?», – спросили мы у Григория Бойко, начальника научно-методичного управления университета. Вот ответ:

– Документы мы подали еще восемь месяцев назад. Процесс двигается очень медленно. Если нам откажут в лицензии, то мы обязательно снимем эту специальность до 29 июня.

Повторимся: Государственная аккредитационная комиссия до конца вступительной кампании новых лицензий на обучение бакалавров давать не будет.

Что означает обучение без лицензии?

Дело ведь не в праве выдавать дипломы. Украинский католический университет, например, тоже их не выдает. Но многие его выпускники очень высоко отзываются об образовании. Проблема в другом. Решение ГАКа отозвать лицензию, как правило, – ответ на леденящие кровь профанации высоких слов «высшее образование».

Вот как основные мотивы наказаний описывает и.о. руководителя комиссии Руслан Ковальчук: «Недостаточно учебников. Нет компьютеров. Помещения – два-три метра на студента вместо обязательных 14-ти. И всех учат всему. Аграрные, медицинские заведения учат правоведению, экономическому менеджменту. А откуда набрать столько преподавателей? Преподаватели – это самое большое нарушение. Например, он кандидат биологических наук, а преподает юриспруденцию».

Несколько источников засвидетельствовали, что вузы массово набирают преподавателей «для галочки». Чтоб исполнять требования Минобразования к количеству профессоров и доцентов. Есть преподаватели, числящиеся во многих вузах одновременно. Показательная история этой весны – просьба провинциального вуза дать ему право выучить 100 студентов экономической кибернетике. Вы можете представить, каких студентов и преподавателей требует эта наука. Ее альма-матер в Украине – столичный КПИ, выигравший в рейтинге «Компаса» золото, позволяет себе выпускать только 50 таких студентов. А бывший институт – не математический – был готов 100.

В ГАКе ходит легенда о словах ректора Киевского национального университета культуры и искусств Михаила Поплавского. Якобы он произнес во время одного из последних визитов: «А что я еще не открыл? Наверное, косметическую гинекологию».

Как это исправить?

Министр Вакарчук настроен и дальше закрывать вузы и повышать требования к тем, кто выживет. В новом законе о высшем образовании, лоббируемом сейчас МОНом, предлагается установить, в частности, минимальное число студентов. Две тысячи – для академии, три-шесть тысяч – для университета, 500-1000 – для колледжа.

Другой мощный механизм – привязать государственное финансирование к качеству образования. Например, чем выше конкурс в университете, тем больше правительство должно заказывать ему студентов. Тогда у ВУЗов появятся финансовые мотивы давать качественное образование. Такая система государственного финансирования – «деньги ходят за студентом (школьником, пациентом)» нужна и школам, и больницам. Но ее обсуждают лишь узкие круги экспертов. Потому как имеет могущественных врагов – часть чиновников и администрации вузов, привыкших дерибанить госзаказ. Вы можете прочитать в интервью Вакарчука, как он отреагировал на вопрос об этом.

Еще ода идея – отдать все в руки свободного рынка. Лучшие университеты будут зарабатывать больше денег, потому что больше людей захочет там учиться, в том числе по контрактам. Но это может быть очень длинная дорога. И мы ее удлиняем, заботясь о дипломе, а не знаниях. Советская необходимость «иметь корочку» никак не отомрет. Хотя работодатели (особенно из бизнеса) все больше ориентируются на способности и знания соискателей работы. Но многие родители все равно любым способом стремятся устроить ребенка в любой вуз. Стимулируя их тем самым продавать дипломы, а не знания.

В этом году Минобразования разрешило вузам самостоятельно повышать минимальный проходной балл. Он сейчас подсчитывается по результатам внешнего тестирования. Многие педагоги отмечают, что это намного объективнее, чем было раньше на экзаменах. И, подняв минимальный балл со всеукраинской отметки 124, университеты могли бы избавиться от неучей с деньгами, которых один из чиновников МОН в частной беседе назвал «венерической болезнью высшей школы». Как вы думаете, сколько ВУЗов воспользовались этим правом? Шесть – тех, кто заботится об уровне своих абитуриентов:

1) Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» установил минимальный проходной балл в 180 на специальность «правоведение» и 150-160 баллов на другие специальности,

2) Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко – от 140 до 160 на социально-гуманитарные науки,

3) Киевский политехнический институт – 150,

4) Национальный аграрный университет – 140-150 баллов,

5) Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана – 140,

6) Винницкий национальный технический университет – 130-140.

Фото: Дмитрий Бабец

Иван Вакарчук: «Выбирайте вуз с именем по вашей специальности»

– Я это действительно обещал? – министр образования и науки Иван Вакарчук поздно вечером в своем кабинете устало отвечает вопросом на вопрос, почему ему не удалось добиться признания западных дипломов в Украине. Сегодня он говорит куда менее оптимистично, чем при назначении, когда планировал революции: от признания дипломов до перехода к схеме «деньги ходят за студентом». О правительственной машине отзывается с нелюбовью, умноженной на несогласие. «Аппаратура» – с иронией физика называет аппарат других министерств, мешающих ему продвигать новый закон о высшем образовании. Там закреплены приоритеты Вакарчука: обязательное внешнее тестирование в школах, повышение требований к преподавателям и университетам в целом. Пока закона нет, министр с помощью ГАКа отбирает лицензии.

– У вас есть план, сколько вузов вы хотите закрыть, а сколько оставить?

– В таких странах, как Франция, Германия, Великобритания порядка 60-100 высших учебных заведений. У нас, если мы говорим об университетах и академиях – под 300. На самом деле, в некоторых из них – всего несколько десятков студентов. Жаль, что эти университеты не имеют никакого противодействия со стороны общества. Открыли что-то под мостом – и уже обозвали университетом.

– Так и напишем: «Министр образования призывает палить университеты»…

– На самом дели, люди уже сами начинают разбираться. Тестирование уравняло возможности. В прошлом году не один, не два и не три вуза не набрали ни одного студента. Уже туда не идут.

А что касается закрытия, критерий у меня один – качество образования. Есть старые университеты, которым несколько сотен лет, где очень мощные канонизированные научные школы. Есть новые, в том числе и частные, где дают образование высокого качества по новым профессиям.

– Расскажите родителям студентов, в том числе будущих, что вы собираетесь требовать от вузов? Чтоб не отдавали детей туда, где этих требования не соблюдаются.

– Например, заведение должно иметь качественную библиотеку. Если там есть книжки 30-летней давности, то вуз ничего не делает. Должна быть электронная библиотека. Также будем повышать требования к материально-технической базе, в первую очередь, компьютерному обеспечению.

Еще – должен быть соответственный профессорско-преподавательский состав.

– А как вы проконтролируете, что это настоящие доценты и профессоры?

– А мы сильно подняли требования к ним. В частности, человек, претендующий на такое научное звание, должен выпустить учебник или книгу. Также иметь публикации в ведущих иностранных журналах.

– А вы уверены, что вас не обманывают во время проверок? Большинство проверяющих назначаются по представлению самих вузов.

– Это мы изменим. Это коррупция в прямом понимании без всяких украшений.

– Экспертные рады, рекомендующие давать или не давать лицензии, очень часто тоже - продолжение вузов. И они своим дают, чужим – ни за что.

– На следующем заседании ГАКа будет предложен новый состав глав этих рад. Абсолютно все рады будут пересмотрены, начиная с осени. Это страшная работа, большая, серьезная. Мы определим тех людей, о которых никто не говорит.

– Еще одна идея повышения качества высшего образования. Административно поднять минимальный проходной балл. Ваш департамент высшего образования уже два года предлагает вам установить 150 баллов вместо 124. Согласитесь?

– Каждый университет получил право самостоятельно повышать проходной балл. Административно это делать неправильно.

– И, возможно, самая главная идея – изменить систему государственного финансирования так, чтобы деньги выделялись в первую очередь тем вузам, куда стремятся попасть студенты. Лучшее образование – больший конкурс – больше госзаказа в этом университете. Тогда у них появится финансовый мотив давать хорошее образование. Это будет намного эффективнее, чем бороться с ними административными методами, разве нет?

– Да, но попробуйте пробить!? Очень сложно пробить в разных министерствах согласования. Это ужасная система. Весь аппарат только тем и занимается, как бы не пропустить. Не хочу говорить о том, что нужно сделать, чтобы пробить порядок финансирования «деньги ходят за студентом»… Я вам скажу, а потом буду отвечать по судам. В этом году мы будем распределять государственный заказ в соответствии с профилем университетов. Не будем давать бюджетных мест тем вузам, где в прошлые годы было меньше 15-ти студентов на госзаказе. Не будем учить юристов в педуниверситетах, как это часто было. Эти шаги уже позволяют оптимально направлять деньги.

– Хорошо, дайте совет нынешним абитуриентам и их родителям. На что еще нужно обращать внимание при выборе университета?

– В первую очередь, нужно выбирать по специализации. Смотреть, по какой профессии университет имеет хороших выпускников. Нет вузов, сильных во всех направлениях. Один имеет мощные школы в одном, другой – в другом. При этом если он хорошо готовит юристов, это не обязательно означает, что и экономисты оттуда выйдут также хорошие. Мы сами собираемся создать рейтинг вузов. Там будет заложено мнение работодателей. Другими критериями будут количество профессоров и доцентов, уровень популярности учебников, написанных в университете. И наличие иностранных студентов. Если они учатся, значит, качество образования нормальное, потому что они платят деньги.

Взгляд изнутри

ПАСАРИ НА ПАТАЛОК

«Свідомо» получило записи первокурсницы одного из очень раскрученных столичных университетов. Часть этих записей – точные диагнозы болезней современной украинской высшей школы.

Об уровне студентов

…Интересно, очень-очень интересно. Моя одногруппница Вика с такими ошибками пишет… «Писменик», «росповісти», «пам’ятаючи», «сбираючись». Объясняет: в школе не было украинского. Точнее, был, но на него никто не ходил, и от учителей никто ничего не требовал. Ее понять можно, она из Ташкента, кажется. А жила там до четырех лет. Думаю, что до 11-го класса можно было бы подтянуть язык страны, в который живешь. А еще она в детсад не ходила, может, дело в этом? Сегодня разговаривали с Викой об экзамене по истории. Она сказала, что вообще этого предмета не знает, и в школе не учила. Я ей говорю: «Если тестирование сдала, то уже что-то да вспомнишь», а она: «Та ВНО по истории я вообще завалила!». «А сколько у тебя?» – «118 баллов» – «Стоп. А как же тебя приняли?». «Ну, а так. Я подавала сертификат только по украинскому языку». Теперь понятно, почему на потоке столько контрактников, еще и таких умных, как Вика.

О преподавателях

…Есть у меня такой предмет – «Ораторское искусство». Мы изучаем, что такое этос, логос, дедукция, структура текста, тактика и др. Сухая теория. Хотя нет, каждый раз преподаватель нас веселит своей критикой то Ющенко, то Тимошенко. «Кто смотрел по Интеру обращение? Что вы вообще делаете в воскресенье?» Этот преподаватель постоянно опаздывает на 20-40 минут. А когда на пять, то на нас отрывается. Вот на сегодня дал задание – проанализировать любую политическую речь. Главное, чтоб не повторялась. А нас – 74 студента, еле в кабинет вмещаемся. Я решила пойти в библиотеку. Попросила сборник речей. И что, думаете, мне выдали? Маркса и Ленина!!! Они, конечно, клёвые чуваки. Но предмет же ориентирован на современность.

… «Пасматри на паталок» – листочек в клеточку уже час ходит потоком. Все смотрят. «Будь моею кискою, потанцуем диско мы» – доносится из центра аудитории. Юный жмеринский репер. Все правильно, практикуется. Дисциплина-то – украинская культура. Преподает у нас сивоволосый дедушка. Рассказывал, что исследовал генеалогическое древо нашего ректора. На парах иногда вспоминает разные судебные процессы советских времен. Вот тогда где-то половина нашего потока начинает просыпаться и вслушиваться. Но через минуту – снова «морской бой». Когда были у нас семинарские занятия, я рассказывала о казацком барокко. И вот, на беду, не знала про майолику и пилястры архитектурных ордеров. Начал вталкивать, жестикулировать. А все равно никто ничего не понял. Что это такое и где.

…Сегодня была первая пара истории Украины. Преподаватель молодой, рассказывает клево, как сказочку. «Понарозказували вам у школі тако-о-ого. Думаєте, що бац – і стала Русь у 988 християнською? Загнали людей у воду, вбили Перуна – і всі християнами стали? Та це ж довгий проце-е-ес. Століттями, століттями». Но что же мы напишем на контрольной по этой сказочке-то? Еще сказал, что семинаров не будет проводить. Потому что работает по совместительству и ему ездить туда-сюда, просто не успеет. А оценку он выставит автоматом, только нужно написать три модульных, и не списывать, потому что тогда – капут. Еще всех старост предупредил, что о семинарах – никому. А то запишет в «черный список» – и завалит на экзамене.

О материальной базе

…Была на физкультуре всего один раз. И то не отмечали. Могла бы не ходить и поставить рекорд – 85 баллов из 100 за непосещение пар. Вообще, я не против физ-ры. Даже когда-то пришла, а в зале – пусто. У нашего университета нет своего стадиона, потому арендует у других. Решили с одногруппниками спросить у дворника, что и как. Он сказал: «Вы, наверное, перепутали. Ваш университет – только со следующего месяца тут». Мы подумали: классно, теперь домой раньше будем попадать. Потом преподаватель болел, была замена. Наши говорят, что «аж» два раза играли в бадминтон. Я тоже присутствовала, на бумаге. У нас такая система: приходишь и вписываешь себя на листок. Вот меня подруги и отмечали. Но совесть загрызла, кстати, не одну меня, и я пошла на последнее занятие по физкультуре. Сначала преподаватель нас напугал, что будем бегать дистанции по 200 и 400 метров. Но потом отправил всех домой и сказал, чтобы в следующий понедельник приходили с зачетками и без формы. У меня – 85 баллов, четверка.

Егор Соболев, Аня Дидора, бюро журналистских расследований «Свідомо» из Киева для «Кременчугского Телеграфа»



 
0
Автор: editor
Теги:
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, ВОЙДИТЕ или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.
Ознакомьтесь с правилами комментирования.


Вверх