Настоящие вредители

12.03.2009, 17:50 Просмотров: 1 659
Кто создает непрозрачность вокруг земли?.
Фото: Дмитрий Бабец

Это затрагивает каждого. У одного отберут землю. У других застроят детскую площадку. Около третьих тихонько выделят землю для вредного производства. Время разобраться, кто защищает эту непрозрачность. Тем более, что вот-вот могут исчезнуть деньги, выделенные для ее ликвидации.

К чему приводит непрозрачность

Где есть земля под застройку? Как ее получить? До кризиса эта проблема мучила даже застройщиков с большими деньгами. Платные ответы на эти вопросы, получаемые только избранными, и были одной из причин невероятных цен на жилье. Строительных компаний в Украине – десятки тысяч. А вот застройщиков – просто десятки, потому что это закрытый клуб, где настоящей конкуренции фактически нет, а значит, нет и настоящей цены.

«Количество нарушений в сфере использования и охраны земель приобретает угрожающие масштабы», – констатировала комиссия Совета нацбезопасности и обороны. И поручила «принять меры», «обеспечить», «усилить».

Как это действительно можно исправить?  

Иногда эксперты, реже – политики произносят эти слова: «автоматизированный государственный земельный кадастр», «надежная регистрация прав собственности», «размежевание и зонирование земель». Сделать кадастр – значит разобраться, где какая земля, кому она принадлежит, и занести всю информацию в компьютерную базу. Тогда в любую секунду можно посмотреть статус любого участка. Сделать надежную систему регистрации прав – значит защитить эту компьютерную базу от вмешательства или поломки. С уголовной ответственностью за отклонение от процедур. Тогда в любую секунду можно будет подтвердить, что ваша земля – это ваша. Сделать размежевание земель, значит четко определить, кто конкретно отвечает за землю, не перешедшую в частные руки. А сделать зонирование земель значит, что эти ответственные органы должны определить и объявить всем, что они собираются с землей делать. Эту – сдавать в аренду аграриям. А эту – продать (по закону – только через аукцион!) под застройку. Такое зонирование должно согласовываться с людьми, живущими в этих селах или городах. Отчего это не сделано? Проект закона о зонировании согласовывается в правительстве Юлии Тимошенко. Но его невозможно делать без размежевания. А размежевание невозможно сделать без кадастра.

Почему нет законов об этом? Есть. Еще в 2004 году был проголосован Закон «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений». Он предусмотрел:

• создание единого реестра информации о земле, домах и операциях с ними;

• официальное признание и подтверждение государством этой информации;

• внесение информации в реестр исключительно специальными государственными регистраторами, обязанными иметь юридическое образование и пройти шестимесячную учебу;

• уголовную ответственность этих регистраторов за нарушение закона;

• создание специального фонда, из которого пострадавшим от нарушения закона регистраторами возмещались бы убытки.

Специально под этот закон Мировой банк обязался дать Украине кредит в $350 миллионов. Эти деньги должны быть потрачены на:

• фотографирование всей земли с самолетов и создание полного земельного кадастра;

• создание автоматизированной системы, которая бы защитила и одновременно обеспечила доступ к единственному реестру информации о земле, домах и операциях с ними;

• закупку нужной техники;

• обучение государственных регистраторов;

• консультирование землевладельцев.

Мировой банк гордо называл проект одним из крупнейших и важнейших в своих отношениях с Украиной. Неделю тому его директор по Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер предупредил правительство, что если ситуация не изменится, летом деньги могут быть отозваны.

Кто это заблокировал?

«...не отвечает Конвенции о защите прав человека». Эти слова встречаются в каждом втором письме, которыми четыре последних года обмениваются Министерство юстиции и Государственный комитет по земельным ресурсам. Эта переписка попала в «Свідомо».

И она прозрачно объясняет, почему не был воплощен закон. Для этого правительство должно было утвердить порядок ведения такого реестра информации о земле, домах и операциях с ними. Определить правила подготовки и подбора государственных регистраторов. Создать фонд возмещения убытков, и так далее. Проекты этих решений готовились Госкомземом и... блокировались Минюстом. И при Романе Зварыче из «Нашей Украины», и при Александре Лавриновиче из Партии регионов, и при нынешнем министре юстиции Николае Онищуке (тоже «Наша Украина») министерство писало «…не отвечает Конвенции». В прошлогоднем письме Онищук уточнил:

«Кабинет Министров определил другую концепцию… Программой «Украинский прорыв: для людей, а не политиков» предусматривается сделать Минюст специальным уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество».

Это и есть разгадка! Закон 2004 года поручал создать и администрировать единый реестр Госкомзему. А эта информация в Украине – на вес золота. К тому же доступ к такому реестру закон сделал платным. А это – доходы. Минюст, который создал при себе реестры отдельных операций (запрещений отчуждения недвижимого имущества, наследств, сделок, и др.), не хочет отдавать их ведение Госкомзему. Наоборот, он продвигает через Раду новый закон, которым поручит ему вести такой реестр.

«Свідомо» направило министру юстиции и главе Госкомзема вопрос: «Как прекратить борьбу ваших ведомств за право курировать такую систему?».

Госкомзем промолчал. Минюст ответил в том смысле, что нужно передать это право ему, прибавив:

«Ситуация, сложившаяся сегодня вокруг построения в Украине системы защиты прав собственности на недвижимое имущество, является недопустимой. Существующее состояние дел лишь отталкивает потенциальных инвесторов, ослабляет доверие, уверенность и лояльность среди имеющихся инвесторов, а также создает предпосылки для массовых нарушений в сфере государственной регистрации прав».

Сейчас Госкомземом руководит Олег Кулинич – выдвиженец Блока Литвина. Следует отметить, что назначение произошло два месяца тому назад. Поэтому оценивать его нужно по работе Госкомзема, в частности и в создании надежного и полного кадастра в ближайший год. А вот весь прошлый год Госкомземом руководил выдвиженец Блока Юлии Тимошенко Владимир Воеводин. Тимошенко – дважды премьер-министр за последние четыре года – также делит ответственность за то, что не прекратила противостояния Минюста и Госкомзема, за которое расплачивается вся страна. Вместе с коллегами по премьерскому креслу Юрием Ехануровым и Виктором Януковичем.

Виктор Ющенко формально поддерживает идею единого реестра информации о земле, домах и операциях с ними. Это требование регулярно появляется в решениях Совета нацбезопасности, возглавляемого Президентом. Он не пропускает закон о возвращении части полномочий Минюсту. Но также правда в том, что оба министра юстиции, завалившие идею под ковром, – Зварыч и Онищук – получили эти должности по квоте Президента.

Недавно комитет Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений после полуторагодичного перерыва опять вынес на голосование закон о Государственном земельном кадастре. (Необходимость отдельного закона о кадастре записана в Земельном кодексе. На его отсутствие депутаты постоянно ссылаются, объясняя, почему они не разрешают легальную продажу земли.) Но комитет подготовил документ не как новый закон, а как повторное преодоление вето Президента, что запрещено Конституцией. Это немедленно заметил тот же Лавринович, и законопроект был снят с рассмотрения. То есть за полтора года закон подготовили так, что его нельзя было принимать! Николай Присяжнюк, депутат Партии регионов, председатель комитета Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений говорит, что законопроект будут срочно дорабатывать и через 2-3 недели представят новый.
Нужно следить за этим! Потому как отсутствием отдельного закона Госкомзем объясняет, почему он до сих пор не создал земельный кадастр. Как сообщил «Свідомо» одно из чиновников, имеющих доступ к данным Госкомзема, они охватывают не больше 80% земли вокруг сел и менее половины земли в городах. А главное, эта информация хранится на бумаге. Автоматизированная система – фикция. В феврале Госкомзем опять объявил о создании очередной рабочей группы для разработки принципов такой системы.
Сколько можно? Документы о земле регулярно похищают, жгут, подрабатывают. Или еще проще – не выдают.

Председатель аграрного комитета Рады рассказал личную историю. Он хочет купить у сельсовета две сотки земли между своим участком и дорогой. Сельсовет дал согласие. А вот представитель районного отделения Госкомзема попросил... $ 5 тыс.  
Что еще раз доказывает – это проблема, которую почти всем выгодно разрешить.

Егор Соболев, бюро журналистских расследований «Свідомо»



 
0
Автор: editor
Теги: земля
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, ВОЙДИТЕ или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.
Ознакомьтесь с правилами комментирования.


Вверх