Загадка летчика Виноградова раскрыта

26.02.2009, 14:26 Просмотров: 3 589

Загадка летчика Виноградова раскрытаИстория летчика Николая Виноградова, чья могила находится на Деевской горе, стала известна..

Загадка летчика Виноградова раскрыта

1941 год. Пилоты 57 БАП. На заднем плане – штурмовик Ил-2 первых серий. На таком в последний бой ушли Виноградов и Евсеев

Со времени его гибели прошло 68 лет, и только недавно исследователь Анатолий Бышенко раскрыл тайну советского пилота, штурмовавшего в 1941 немецкие войска на подступах к Кременчугу.

Имя летчика Виноградова, сбитого в районе Крюкова над Деевским лесом в 1941 году и похороненного там же местными жителями, периодически появляется на страницах местных газет. В основном, поводами для публикаций были факты неоднократного разрушения надгробного памятника летчику неустановленными вандалами. Вместе с тем, достоверно установить судьбу и принадлежность летчика к какому-либо авиационному подразделению до сих пор не удавалось никому, хотя с того времени прошло уже 68 лет. Так получилось, что изъятые в 1941 жителем Крюкова Григорием Черноотченко обгоревшие, но сохранившиеся документы Николая Виноградова и часть письма от родственников или жены, переходя из рук в руки, потерялись в послевоенное время.

Все, чем располагали исследователи, это ничем не подтвержденная фамилия, имя, отчество летчика и год его рождения без числа и месяца.

Никаких положительных результатов не дал запрос краеведческого музея в центральный архив Министерства обороны России. Не смогли ничего прояснить и члены городского детского поискового клуба, занимавшиеся этой темой в 70-80 годах. Ушли уже в мир иной, так и не оставив никаких письменных свидетельств по этой теме, и очевидцы последнего боя летчика Виноградова, похоронившие его на следующую ночь недалеко от места падения самолета. С годами история обросла массой домыслов и предположений, что очень исказило первоначальную информацию.

Несколько лет поисковой работой по летчику Виноградову занимается и общественная организация «Кременчугский музей истории авиации и космонавтики». Из-за того, что темой боевой деятельности авиации в районе Кременчуга в 1941 и 1943 году никто и никогда в городе не занимался, материалов практически не было. Все, что имелось в начале исследования, была «Книга Памяти» с именами воинов, погибших у Кременчуга и имеющая большое количество неточностей и ошибок, и книга «В сражениях за победу», о боевом пути 38-й армии, в которой почти ничего не сказано о действиях советской авиации в районе Кременчуга в 1941 году.

Членами организации за последние несколько лет проведена кропотливая поисковая и аналитическая работа. В электронных архивах Центрального архива Министерства обороны просмотрено несколько тысяч учетных карточек о погибших воинах с фамилией Виноградов, анализировались мемуары военных авиаторов той поры, различные очерки и публикации о летчиках, изучались донесения авиационных подразделений о потерях, которые входили в состав юго-западного фронта и действовали в 41-м году в районе Кременчуга, но все тщетно. Казалось, что тайну летчика Виноградова не разгадать никогда.

Книга стала ниточкой к разгадке

И вот настоящая удача. В августе 2008 года небольшая информация о летчике Виноградове и его гибели в августе 41-го на подступах к Кременчугу обнаружилась там, где ее никому до сих пор не приходила мысль искать – в авиационных подразделениях военно-морского флота…!!!

«В августе 1941 года группа летчиков с Балтики была направлена в Воронеж переучиваться на штурмовики Ил-2. Переучились быстро и получили приказ лететь на Черное море. Десятка Ил-2 под командованием кап. Челнокова Н.В.(буд.2 ГСС - А.Б.) взяла курс на юг. На одном из промежуточных аэродромов (в Богодухове) Челнокову передали приказание самого главкома юго-западного направления, маршала Буденного: нанести бомбоштурмовой удар по танковой и моторизованной колонне противника, движущейся в сторону Кременчуга. Челноков повел группу к цели в составе 5 самолетов: Николаев (буд. ГСС - А.Б.) , Степанян (буд. 2 ГСС - А.Б.), Виноградов, Евсеев. Колонна была разгромлена, первая атака, неожиданно вошедших в боевой строй штурмовиков, увенчалась блестящим успехом.

Помогая нашим войскам сдерживать наступление врага на суше, морские штурмовики получили боевую закалку еще в пути к новому месту службы. Двое из десяти погибли смертью храбрых – летчики Евсеев и Виноградов. Большинство из остальных были представлены к наградам. Николаев – к ордену Красного знамени».

Это выдержка из книги Минакова В.И. «Гневное небо Тавриды». Эта информация и стала отправной точкой в дальнейшей поисковой работе.

По фамилиям летчиков, ставших в последствии Героями Советского Союза, удалось установить и название подразделения. Это была 46-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья (ОШАЭ) ВВС Черноморского флота, но поскольку она была сформирована из летчиков с Балтики, в основном из 57 бомбардировочного авиационного полка, то стало очевидным, что поиск данных о Виноградове, а теперь и Евсееве, необходимо вести не в центральном архиве Министерства обороны, а в военно-морском архиве города Гатчина Ленинградской области, где сосредоточена вся информация о флоте и о подразделениях ВВС флота. Для официального запроса в архив по Виноградову исходных сведений было очень мало, к тому же, в имеющихся сведениях могла быть ошибка или неточности, к примеру, в годе рождения, имени или отчестве (такая ошибка по отчеству, как оказалось, имела место). По Евсееву ситуация была еще сложнее, поскольку кроме фамилии, никакой другой информацией я не располагал.

Стало ясно, что запрос по названным причинам может вообще остаться нерассмотренным, либо результат будет отрицательным. Проанализировав еще раз ситуацию, было принято решение с запросом в Центральный военно-морской архив повременить, а сосредоточиться, на поиске дополнительной информации и анализе материалов по подразделениям ВВС Черноморского и Балтийского флотов. Работу решено было начать с поиска материалов о 57-м бомбардировочном авиаполке ВВС Балтийского флота. И вот здесь последовала еще одна большая удача.

Кременчужанам помог российский поисковик–исследователь

В конце июля 2008 года в Интернете удалось найти статью «Один из четырех» известного российского поисковика–исследователя из Петербурга Ильи Прокофьева, которая имела непосредственное отношение к боевым действиям штурмовой авиаэскадрильи 57-го бомбардировочного авиаполка на подступах к Ленинграду в августе 1941-го. Но самое главное состояло в том, что Илья Прокофьев работал по указанному полку в Центральном военно-морском архиве, а следовательно, хорошо информирован по личному составу 57-го бомбардировочного авиаполка ВВС Балтийского флота и, возможно, имеет в своей базе данных все необходимые сведения по погибшим в районе Кременчуга в 1941 году летчикам Виноградову и Евсееву.

В конце сентября 2008 года я написал письмо Илье Прокофьеву, а через некоторое время получил ответ, из которого стало ясно, что каких-либо материалов по Виноградову и Евсееву у него нет, но при случае он обещал поработать в Гатчинском архиве по этой теме. Начался период мучительного ожидания.

Через четыре с половиной месяца от И. Прокофьева пришло письмо с положительным ответом из Центрального военно-морского архива. Гибель летчиков 46-й отдельной штурмовой авиационной эскадрильи Черноморского Флота лейтенанта Виноградова Николая Георгиевича и старшего лейтенанта Евсеева Геннадия Павловича в районе Кременчуга в августе 1941 года подтверждается архивными документами. Вместе с подтверждением гибели, в архивной справке указаны все необходимые биографические сведения и послужной список погибших, а также сведения о родственниках.

В поисковой работе приняли активнейшее участие офицеры Ленинградской военно-морской базы, начальник Центрального военно-морского архива и ряд неизвестных мне сотрудников архива. Выполненная ими работа выходила за рамки служебных обязанностей.

Загадка летчика Виноградова раскрыта

Исследователь, председатель совета общественной организации «Кременчугский музей истории авиации и космонавтики» Анатолий Бышенко возле могилы летчика Николая Виноградова.

Все данные о летчике Виноградове

Как оказалось, Николай Георгиевич (а не Корнеевич, как считалось ранее) Виноградов является уроженцем деревни Шелуденево Кировского района Калининской области. Далее цитирую архивную справку: «С 14 августа 1936 года по ноябрь 1938 года проходил службу курсантом авиационного военно-морского училища им. Сталина. С ноября 1938 по 27 июня 1940 года находился в распоряжении командующего Днепровской военной флотилии. С 27 июня 1940 года по 8 июня 1941 года старший летчик 46-й авиаэскадрильи Днепровской военной флотилии. С 8 июня 1941 года пилот 46-й ближнеразведывательной авиаэскадрильи Пинской военной флотилии, а затем пилот 46-й штурмовой авиаэскадрильи ВВС Черноморского флота. В конце июля 1941 года был направлен в Воронеж для переучивания на Ил-2, а в августе 1941 года, после очень быстрого переучивания и получения самолетов, в составе группы летчиков с Балтики, введенных в 46-ю отдельную штурмовую авиационную эскадрилью Черноморского Флота под командованием Челнокова Н.В. направился на ЧФ. При перебазировании, 46-я штурмовая авиаэскадрилья ВВС Черноморского флота, по личному указанию маршала Буденного С.М. была использована для штурмовки вражеских колонн на правом берегу Днепра у Кременчуга.

12 августа после штурмовки вражеских колонн и техники в районе Крюкова (правобережная часть Кременчуга) лейтенант Виноградов Н.Г. не возвратился из боевого задания на аэродром. Согласно материалов Центрального военно-морского архива , лейтенант Виноградов Н.Г. погиб при выполнении боевого задания возле Кременчуга. Похоронен л-т Виноградов местными жителями в 1941 г. (в период оккупации) в 15 км от г.Кременчуга в Деевском лесу как Виноградов Николай Корнеевич. На могиле в 70-е годы Крюковским карьероуправлением установлен обелиск».

Кто вы – летчик Евсеев?

Согласно данным военно-морского архива, старший лейтенант Геннадий Павлович Евсеев родился в 1912 году в Казани. С августа 1933 по январь 1935 года проходил службу курсантом военно-теоретической школы летчиков. С января 1935 по декабрь 1936 года он был курсантом военной школы морских летчиков им. Сталина. С 1936 года летчик ВВС, а с апреля 1939 по апрель 1940 года начальник парашютно-десентной службы 13-ой отдельной истребительной авиаэскадрильи ВВС КБФ. С апреля 1940 – командир звена 13-ой отдельной истребительной авиаэскадрильи ВВС КБФ.

В июле 1941 года, вероятно, был направлен в 57 БАП, а в августе 1941 года в составе группы летчиков с Балтики убыл в Воронеж для переучивания на Ил-2. После очень быстрого переучивания и получения самолетов, в составе 46 ОШАЭ ВВС ЧФ под командованием Челнокова Н.В направился на Черноморский флот.

При перебазировании 46 ОШАЭ, по личному указанию маршала Буденного, была использована для штурмовки вражеских колонн на правом берегу Днепра у Кременчуга.

9 августа после штурмовки вражеских колонн и техники в районе Крюкова старший лейтенант Евсеев на аэродром не вернулся. Согласно материалам ЦВМА, прибывший из частей ВВС Балтийского флота старший лейтенант Евсеев погиб при выполнении боевого задания возле Кременчуга.

Место захоронения Геннадия Евсеева неизвестно. Возможно, его могилой стал Днепр.

Сегодня исследователи начали поиск родственников погибших и могилы летчика Евсеева.

О ходе военных действий в районе Кременчуга в августе 41-го

Использование командованием ЮЗФ (юго-западный фронт) «чужого» авиаподразделения было вынужденной мерой и не от хорошей жизни. Воздушная разведка ВВС ЮЗФ не смогла вовремя обнаружить концентрацию в районе Кременчуга главных сил немцев – танковой группы генерала Клейста. 6 августа 3-й моторизованный корпус Макензена приблизился к Крюкову на расстояние 20-25 км., и уже 7 августа Кременчугская дивизия народного ополчения и один батальон 297-й стрелковой дивизии вступили в бой с передовыми частями 13-й и 14-й пехотных дивизий и танковой дивизии СС «Викинг». Других советских войск на данном участке на 7 августа не было. Для командования ЮЗФ стала очевидной угроза захвата Кременчугского моста, а угроза переправы немецких войск на левый берег Днепра, с последующим движением навстречу танковой группе Гудериана, с каждым днем становилась все очевидней.

К вечеру 9 августа немецкие войска вплотную подошли к Крюкову.

В ночь на 10 августа советские войска отошли на левый берег и подорвали ж/д мост. Теперь только авиация могла повлиять на ход событий. Большие надежды командование ЮЗФ связывало с бомбардировочной и штурмовой авиацией, которая должна была ударить по переправе и колоннам техники и если не уничтожить ее, то хотя бы задержать продвижение и значительно ослабить силы противника. Но самолетов не хватало.

Анализ мемуарной литературы, а также материалов Кременчугского краеведческого музея о погибших в 1941 году в районе Кременчуга советских военнослужащих свидетельствуют о том, что в указанном районе подразделения советских ВВС, из-за нехватки таковых на кременчугском направлении, применялись в «пожарном порядке», то есть перебрасывались на Кременчугский плацдарм и собирались по принципу – «с мира по нитке». 5 сентября 1941 года на Полтавском аэродроме приземлился и через день начал боевые вылеты на участке Киев – Днепропетровск перебазированный с Дальнего Востока БАП.

Истребительное прикрытие бомбардировочных полков было слабым. Для сопровождения и прикрытия не хватало истребителей, авиационные полки таяли на глазах, а их резерва у командования ЮЗФ не было.

И вот, в назревающей суматохе и приближающемся крахе в зоне действий ЮЗФ, появилась эскадрилья «чужих», но так необходимых штурмовиков. К тому же, маршрут их следования на Черноморский флот пролегал как раз через Днепр и места концентрации сил 1-й танковой группы Клейста. Количество боевых вылетов 46 ОШАЭ на штурмовку вражеских колонн в районе Крюкова неизвестно. Согласно материалам ЦВМА, 46 ОШАЭ использовалась в указанном районе, как минимум, три дня. Свидетельство тому даты гибели летчиков Евсеева Г.П.(9 августа 1941) и Виноградова (12 августа 1941).

Анатолий Бышенко, Председатель совета общественной организации «Кременчугский музей истории авиации и космонавтики»



<!-- http://www.telegraf.in.ua/around/2009/02/26/zagadka_10152.html -->
 
0
Автор: editor
Теги: война
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, ВОЙДИТЕ или ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.
Ознакомьтесь с правилами комментирования.


Вверх